Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Заложники любви

17.04.2004

Сначала было слово. И слово было «Халам-Бунду». Так необычно (разгадка названия - в финале) назвал свою новую пьесу известный прозаик Юрий Поляков, в последнее время активно вспахивающий скудно колосящуюся ниву современной театральной драматургии. А поставил спектакль во МХАТе имени Горького режиссер Сергей Кутасов, чуткий к ироничному, смешному слову на сцене. Премьера «Халам-Бунду, или Заложники любви», прошедшая под хохот публики и гром финальных аплодисментов, доказала это сполна.

Современная комедия сейчас напрочь изгнана со сцены. Говоря о сегодняшнем дне, драматургия либо впадает в суровый обличительный пафос (на сцене, например, того же доронинского театра), либо упивается криминально-детективными страстями, которыми, что скрывать, полна наша далеко не стерильная в юридическом смысле действительность. Отдал им некоторую обманчивую дань в своей пьесе и Юрий Поляков. В первых сценах спектакля в квартиру крупного ученого-этнографа (В. Косенков) и его супруги, в прошлом преподавателя марксизма-ленинизма (Г. Ромодина), врываются налетчики: развязный бизнесмен (П. Новиков) с «распальцовкой» и его мешковатый телохранитель (В. Шкуринский) с пистолетом и наручниками. Оказывается, впрочем, что грабить нищую профессуру они не собираются, а просто решили отсидеться денек-другой в неприметной московской квартире, спасаясь от других таких же «крутых парней». А для этого им на время придется взять профессорское семейство и забредающих к ним соседей — например, предводителя районного дворянства Лукошина (М.Кабанов), мастера по обцеловыванию всех и вся, — в заложники...
Этот мнимо-детективный ход понадобился драматургу для того, чтобы собрать под одной крышей (в буквальном, а не бандитском смысле этого слова) «новых» и «старых» русских, столкнуть их то в публицистически остром, то в иронично-смешном, то в откровенно ерническом противоборстве. Чего стоит хотя бы смешная дискуссия новоявленного бизнесмена и много повидавшего ученого о творчестве авангардистов и их копиистов, которая заканчивается остроумным приговором последнего: Малевича с его «Черным квадратом» плохо подделать нельзя...
Несмотря на эти и другие, куда более принципиальные, разногласия героев, МХАТ имени Горького спектаклем «Халам-Бунду» едва ли не программно отказывается возводить баррикады между поколениями и социальными слоями, что было обязательной приметой этого театра еще пять-десять лет назад. Авторам спектакля хватает ума, разящей иронии, чтобы посмеяться и над лозунговым пафосом вчерашних марксистов, и над духовной непритязательностью современных нуворишей. Но в то же время театру достает проницательности, чтобы увидеть социальную обездоленность первых и неистребимую витальную энергию вторых. В финале спектакля «старые» и «новые» русские не то чтобы братаются на баррикадах классовых битв, но начинают слушать и временами даже, как ни странно, слышать друг друга. Потому что миром правит все-таки не политика и даже не экономика, а, как ни крути, им по-прежнему правит любовь. Хорошо «упакованный», однако чуток дубоватый «новый русский» и начитанная, но скромно одетая внучка профессора (А. Тюряева) под самый занавес спектакля полюбят друг друга, положив конец социальным распрям — пусть пока только в рамках одного семейства. Но авторы искренне, хоть и, возможно, несколько простодушно верят, что социальная гармония в нашем расколотом противоречиями обществе все-таки возможна. Если к образованности и честности одних взять да и добавить энергии и практической сметки других... Но это уже из области социальной фантастики, «неоутопии». Не исключаю, впрочем, что Юрий Поляков еще напишет пьесу в этом причудливом жанре.
«Халам-Бунду» — уже второй его опыт на сцене доронинскогоМХАТа. «Контрольный выстрел», поставленный несколько лет назад знаменитым кинорежиссером Станиславом Говорухиным, до сих пор идет в театре «на ура». Такая же судьба, уверен, ждет и спектакль «Халам-Бунду», наполненный мощным социальным подтекстом, неожиданными поворотами сюжета, искрометными репризами. Некоторые актеры пока произносят их чересчур старательно, а то и с нажимом, без должной импровизационной легкости, но это, надо полагать, дело наживное. Сам слышал, как после премьеры исполнители благодарили автора за сочную и точную пьесу, в которой есть что играть, и просили его написать для театра новое сочинение. Мол, Бог любит троицу. Юрий Поляков обещал подумать...

Рекомендованные статьи
17.12.2006

Событие неординарное

В МХАТе имени М.Горького состоялась премьера спектакля «Халам-Бунду» по пьесе известного писателя Юрия Полякова. Для театра, репертуар которого составляет русская и советская классика, современный, остросоциальный спектакль в жанре гротеска - событие неординарное.