Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

«Закулисье»: Дневник авантюриста Глумова нашли во МХАТ им. М. Горького в комедии «На всякого мудреца довольно простоты»

04.12.2018

На сцене — Москва купеческая — Замоскворечье с церквями, высокими колокольнями, узкимизамысловатыми улочками, пышными садами, дворами с высоченными заборами и богатыми торговыми рядами. «Замоскворечье, Замоскворечье! Что ты? Что таится под твоей скромной тихой наружностью? Жизнь ли патриархальная самодовольная или бедность горькая, вопиющая? — писал драматург Александр Николаевич Островский в своих “Очерках Замоскворечья”. — Как живет здесь человек, удаленный от столичного шума и движения, как мирный гражданин, дышащий счастием семейной жизни в блаженном согласии с супругою, в трогательной дружбе с соседями, или черствеет душа его в будничных мелочах жизни?»

Будто и не прошло полутора века, когда драматург сочинял свои пьесы, насколько они современны и злободневны. Именно поэтому ведущие театры страны обращаются к его произведениям. В МХАТ им. М. Горького — премьера комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке режиссера, Народного артиста России Владимира Бейлиса. Впервые эта пьеса была поставлена в 1868 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге и почти одновременно в Малом театре в Москве.

С тех пор эта удивительная, почти детективная история молодого человека, который, пройдя через множество лишений и обид, любой ценой решил добиться успеха в светском обществе, не сходит с подмостков театров. И на каждой сцене на звучит по-своему…

Чистая, хорошо меблированная комната, письменный стол, зеркало; одна дверь во внутренние комнаты, на правой стороне другая – входная. Егор Дмитрич Глумов (Александр Хатников) — неженатый молодой человек обсуждает с матерью Глафирой Климовной как выбраться из бедности, сделав карьеру через знакомства в свете. Для этого надо приложить недюжинные усилия: найти богатую невесту, стать своим в обществе власть имущих, доказать свою незаменимость. «Маменька, — говорит Глумов, — вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь – карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты – с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать – им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха».

К тому же, искатель счастья решил вести тайный дневник и записывать свои мысли о тех, с кем предстоит общаться на пути наверх. Ради достижения цели, он вместе с мамашей, приживалками, лакеями сплетают хитроумные интриги.

Но из-за случайной неосмотрительности его план чуть не рушится… Однако, не все так однозначно в судьбе молодого карьериста — жребий даст ему еще шанс. Каждый персонаж пьесы — вполне герой наших дней. Богатый барин Нил Федосеич Мамаев (Антон Хомятов) — любитель раздавать направо-налево советы, дальний родственник Глумова, легко попадает в его сладкоречивые сети и составляет ему протекцию наверх.

Клеопатра Львовна Мамаева (Юлия Зыкова), быстро ловится на удочку своего «воздыхателя» и с радостью вводит его в круг своих знакомств, надеясь закрутить роман со своим «обожателем». Крутицкий (Сергей Габриэлян), старик, очень важный господин тоже увидит в Глумове своего человечка. Иван Иванович Городулин (Александр Карпенко), молодой, важный господин – либерал в своих воззрениях, также быстро найдет общий язык с любителем тайных записок. Софья Игнатьевна Турусина (Елена Катышева), богатая вдова, барыня, родом из купчих и ее племянница Машенька не без помощи гадалки Манефы примут за суженого Егора Глумова.

Голутвин (Сергей Кисличенко) — представитель бульварной прессы увидит в «мудреце» хорошего малого. Всем станет мил и полезен угодливый человек. Чем не современная история? Разве что поменять декорации на нынешние московские, переодеть героев в сегодняшние «прикиды», посадить в люксовые «тачки». А цели и задачи, высмеянные Островским, у них те же, что и полтора века назад. Интересы, идеалы и возможности современного российского общества ничуть не изменились, разве что риторика другая. Главный герой «Мудреца» — знаковый персонаж, а общество, куда он стремится попасть, будто списано с натуры, разве что чины поменялись.

«…Вас возмутил мой дневник, — обращается Глумов к тем, кто его принял за своего и вдруг уличил в откровениях дневниковых записей. — Как он попал к вам в руки – я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что, пока я был между вами, в вашем обществе, я только тогда и был честен, когда писал этот дневник… Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя?.. Если кто имеет право обижаться, сердиться, выходить из себя, беситься, так это я… Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все – тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется. Прощайте!» Но этим дело авантюриста-неудачника не заканчивается – его еще ждут новые свершения.

МХАТ им. М. Горького не случайно вновь обратился к этой пьесе, в которой налицо пороки российского общества XXI века, нынешней коррупционной купеческой России. Кстати, в Московском Художественном театре премьера «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Вл.И. Немировича-Данченко и В.В. Лужского состоялась еще в 1910 году. Спектакль имел огромный успех и позднее неоднократно возвращался на сцену театра. В последний раз его поставил режиссер, Народный артист СССР В.Я. Станицын в 1973 году.

К 150-летию пьесы МХАТ им. М. Горького решил вернуть ее в свой репертуар и, как и подобает МХАТовцам, воплотил ее на сцене в лучших традициях русского классического театра: прекрасных декорациях художника В.В. Федотьева, художника по костюмам Е.Е. Ярочкиной, музыкального оформления В. С. Соколова. В спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» в МХАТе им. М. Горького в 2018 года заняты заслуженные артисты России С.Э. Габриэлян, Ю.А.Зыкова, Е.В.Катышева, А.В.Самойлов, артисты Л.В. Кузнецова, А.Ю. Карпенко, О.Н. Дубовицкая, С.Н. Кисличенко, А.В. Зайков и другие. Центральную роль Егора Дмитрича Глумова исполняют А.А. Хатников и С.Н. Коротаев. Каждый актер – личность на сцене — здесь нет проходящих, второстепенных ролей. В этом особая марка театра, потому зритель смотрит «Мудреца» на одном дыхании.

Марина Эратова, сайт «Закулисье», 1 декабря 2018 г.