Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Верность артиста

14.11.2011

к 50-летию Народного артиста России Валентина Клементьева

Какое ёмкое и сильное слово ВЕРНОСТЬ. Издавна его почитали в нашей стране, всегда ценили люди верность Родине, верность в дружбе, верность в любви. Не последнее место в этом ряду занимало понятие «верность делу, которому ты служишь». Им гордились. Да и в целом все верности не живут одна без другой. В этой связи нельзя не вспомнить о понятии «верность народу», как его понимали лучшие умы нашей Родины, понятие «народность литературы и искусства» введено Пушкиным.

Время перемен, которое выпало на нашу долю, характерной чертой своей может назвать «пересмотр» устоявшихся в народной морали понятий. Самое обидное, что особенно трудно было пережить, – отказ «народных артистов» от народности, что встречалось, особенно в лихие 90-е, особенно часто. И все же народные артисты в том, истинном понимании, которое определили великие актёры великой страны, есть и в современной России, и один из них - ведущий актёр МХАТ им.М.Горького Валентин Клементьев.

В небольшой газетной статье охватить творческий диапазон этого мастера в полной мере не представляется возможным, но вдуматься в творческое кредо его, понять истинность служения - не только возможно, но и необходимо. Он пришёл в театр, который возглавила народная артистка СССР Т.В.Доронина, в самую трудную его пору, пришёл, прослужив шесть лет после окончания ГИТИСа в Московском областном театре драмы, и этот опыт стал основополагающим в формировании мировоззрения артиста. Вдумчивость, неподдельный интерес к народной жизни, умение почувствовать её боль и понять воспетые великой русской литературой идеалы, верность идеалам православной морали – вот та внутренняя колея, по которой развивается духовная жизнь и постоянный поиск этого незаурядного человека. Сегодня часто можно услышать – вроде из сериала в сериал перебирается артист, но почему-то даже имя его запомнить не получается, не говоря уже об особенностях творческого почерка. Пустота разлита по поверхности.

Валентина Клементьева природа одарила богато, казалось бы ею самой предназначено ему было стать артистом - завидная внешность, великолепный голос, стать, обаяние. Но нет, не увидите вы его ни в сериалах, ни в модных тусовках – такую жизнь он не приемлет. Зато, как раб на галерах трудится в театре – возьмите, ну, хотя бы репертуар последнего месяца - день за днём спектакли Клементьева: «Мастер и Маргарита» -Понтий Пилат (4, 18, 27), «Вишнёвый сад» Лопахин ( 8 октября), «Комедианты господина» Король-солнце ( 9 октября), «Западня для королевы» Рюи Блаз (12 октября), «Три сестры» Прозоров (а играл и Вершинина, и Солёного, 13 октября), «Зойкина квартира» Обольянинов (16 октября спектакль играли в Белгороде на Фестивале памяти Щепкина), «На дне» Сатин (19 октября), «Годы странствий» Лаврухин (21 октября), «Без вины виноватые» Муров (22 октября)... Так что факт налицо: предан артист родному театру фанатично.

Мы заговорили о повышенном интересе Валентина Клементьева к народной жизни не для красного словца. Клементьев принадлежит к той когорте русских интеллигентов, которые не просто болезненно придирчивы к себе, когда пытаются докопаться до главного, они ощущают, как внутреннюю неуёмность постоянное стремление в желании стать лучше, выше. Они чувствуют свою личную ответственность за судьбу Родины.

Эта черта очень рельефно проявляется в Валентине Клементьеве, когда он читает стихи классиков, того дальнего, великого золотого века и наших современников. Ни один прекрасный поэтический вечер в Доме литераторов, будь-то вечер памяти Юрия Кузнецова, Анатолия Передреева или памятный вечер Евгения Нефёдова в Музее Маяковского -все они украшены глубоким задушевным чтением артиста Московского художественного академического театра Валентина Клементьева. Его с восторгом встречали во Пскове, на Пушкинском фестивале, где Пушкин в его исполнении звучал очищающе, он блистательно читал стихи Николая Рубцова, читал так, что люди слушали, не утирая слёз.

Не забываем спектакль «Версия «Англетер», где Клементьев играл Сергея Есенина. Перед занавесом со стороны зала был установлен большой портрет поэта, и когда актёр выходил на сцену, зал затихал, минуту стояла напряжённая тишина – сравнивали, а потом раздавался гром аплодисментов: приняли! Это был трудный психологически спектакль. Но как в нём читал стихи Есенина актёр! Этот образ и по сей день волнует.

Потрясение последнего сезона – спектакль «Так и будет!» по пьесе К.Симонова, написанной им накануне Победы. Успех спектакля безусловен, как безусловен и правдив полковник Савельев в исполнении Клементьева. Эта правда идёт от глубины переживаний актёра, от понимания ответственности ныне живущих перед теми, кто навсегда ушёл во имя спасения Родины, эта правда в каждом движении и взгляде честного и совестливого артиста.

В наше время быть артистом и очень скромным человеком – не современно. Но он, Валентин Клементьев таков, и его очень любят товарищи по цеху. Вот Юрий Васильевич Горобец, один из лучших мастеров нашего времени говорит о нём так: «Если театр считать командой, а это так и есть, то Валентин Валентинович несомненно игрок основного состава. Диапазон его творчества подтверждает незаурядное дарование. Его диапазон – от мировых вершин романтизма («Рюи Блаз В. Гюго) до социально обострённого Сатина («На дне» Горького), от душевной внутренней трагедии Вершинина («Три сестры» Чехова) до откровенного прагматика и циника («Без вины виноватые» А.Островского). Завидный диапазон. Молодец! Ему помогает широта и глубина его отношения к жизни, его мировоззрение. Дай ему Бог успехов в работе, дай Бог ему и его семейству здоровья!». Добавим: и верность и твёрдость характера. Присоединимся к словам великолепного русского артиста и со своей стороны сердечно поздравим Валентина Клементьева с Юбилеем зрелости.