Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

"Вера. Надежда... Мария"

14.12.2010

Интервью с ведущей актрисой МХАТ им. М. Горького,  заслуженной артисткой России Т.Г. Шалковской, исполнившей главную роль в премьерном спектакле театре "Деньги для Марии" по повести В.Г. Распутина.

- Лейтмотивом спектакля стал образ появляющейся и уходящей Богородицы, постоянно звучащая молитва. Вы человек верующий. Не объясните – почему именно Богородица?

Я к вере пришла уже много лет назад, и для меня образ Богородицы имеет очень большое значение… Ведь еслипосещает Богородица, я читала, –жди испытаний…

Здесь важно христианское отношение к жизни- любая беда, это милость божья, потому что она помогает открыть те качества, которые не были замечены человеком в себе прежде… он начинает искать веры, то есть спасения…

«Деньги для Марии»… Само название уже достаточно «говорящее», неоднозначное,во всяком случае у нас в спектакле, потому что это две несовместимы реальности – деньги и образ Марии….

И в этой работе мне хотелось показать, как человек не воцерковленный возвращается к вере.

Ведь в шестидесятые годы многие храмы были разрушены.. Тогда за веру уже не сажали, но во всяком случае у людей случались большие проблемы, если они откровенно исповедовали свою веру..

И вот эти люди, в которых истреблена вера, заново возвращаются к ней, через несчастья, через беду, через испытание... они ищут именно в вере, в молитве какую-то поддержку и опору…

Так и с моей героиней – сначала появление Богородицы предвещает юдоль страданий. Мария пытается молиться, не зная не одной молитвы… Чудесным образом к ней приходит способность верить, веровать… И вот уже найдено то, что ей поможет преодолеть всё, тюрьму, все что угодно, это то что ее спасет… Это светлоеобретение новой надежды, нового спасения, нового пути.

 

- Повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была написана более 40 лет назад. Неужели она актуальна сегодня?

Повесть Распутина «Деньги для Марии» действительно была написана 40 лет назад, в другой стране, можно сказать, в другой Вселенной, ноактуальна именно сегодня потому, что в ней поднимаются вечные темы.

-Что вы называете вечной темой?

Как говорится - от сумы да тюрьмы не зарекайся…Это может ждать любого из нас в любое мгновение, не знаешь, что будет завтра, настолько мы все беззащитны в этом мире… Только любовь, только семейные отношения могут хотя бы частично защитить от той достаточно агрессивной среды в которой мы живем.

- Как вы думаете, сильно ли изменились люди за эти годы? 

Люди они и есть люди. Что они в прошлом веке люди, что они сорок лет назад люди, они практически не меняются, с моей точки зрении.

- Как вы думаете, остались ли так простые, добрые люди, как Кузьма и Мария? Или их нет уже в нашем запредельном «сегодня»?

Как были добрые, простые чистые люди, они и сейчас есть… Жестокие, злые,и они есть, никуда не делись… это происходит из века в век, это извечная борьба добра со злом…

Я вообще оптимист, мне кажется, что их все равно больше, этих добрых чистых людей, но они пытаются спрятаться, не привлекать к себе внимания, чтобы их лишний раз не заметили, не обидели, они стараются быть незаметными. А на самом деле таких людей все равно много… особенно если отъехать от Москвы, в глубинке…

- В произведениях В.Г. Распутина главным героем является женщина … «Изба», «В ту же землю», «Живи и помни», «Деньги для Марии»…

Да, действительно, героини повестей «Последний срок», «Живи и помни», «Прощания с Матерой», Мария — это образы, в которых воплотилось нравственное величие русской женщины, ее высокий дух, ее великая самоотверженность, ее чистота. Я думаю, для Валентина Григорьевича женщина - это олицетворение самой России. И пусть у нас традиционно мужчина является и главой семьи, и главой государства, и вообще везде в нашем обществе мужчины играют главные роли и занимают всегда главные места. А все основные тяготы жизни несет на своих плечах женщина … Женщины в России, конечно, очень разные и подогнать всех под один типаж невозможно. Но некая жертвенность, скромный бытовой героизм веками впитывался в характер русских женщин.

И на фронт в войну уходили, и в каторгу за мужьями отправлялись, и на защиту дома грудью вставали.

Вот живет женщина своей жизнью, возится с хозяйством, смотрит сериалы... Но если придет в дом беда, станет героиней. Без лишнего пафоса войдет и в горящую избу, и с конем совладает….

- Чем вам близка ваша героиня и чем интересна именно сегодня?

Ее способностью любить, чувствовать, переживать… она очень чистый доверчивый человек…

Есть удивительные люди, которые не осуждают, никого не обвиняют, даже если что-то неправильно, даже если их незаслуженно обижают, они не начинают обвинять всех вокруг, а ищут причину в себе – для чего это, почему это? Почему именно со мной, а не с кем-то другим? Они все равно ищут причину в себе.

Это очень важное, очень редкое свойство характера, когда люди в такой ситуации не озлобляются, а наоборот пытаются через любовь, через взаимопонимание, через помощь друг другу, в семье, найти точку опоры и как-то выстоять. Это большая редкость в реальном мире и это подлинно христианское отношение к жизни.

- В вашем репертуаре героини многоплановые, образованные, блестящие. Это и Маша, Ольга из «Трех сестер» А.П. Чехова,  Елена Тальберг из «Белой гвардии» М.А. Булгакова, Вера в «Обрыве» И.А. Гончарова… Играя после всего этого психологического богатства простую советскую крестьянку Марию, что нового вы открыли в себе?

Конечно, эта роль отличается от тех ролей, которые я играла… Что нового я открыла в себе? Не то чтобы,я открыла… дело в том, что все наши корни в деревне. Мой папа из деревни, моя мама из деревни… я сама все детство провела в деревне,поэтому в принципе я знаю и понимаю тот быт, тот образ жизни людей в деревне...

Поэтому, скорее я что-то вспомнила и смогла раскрыть ту часть себя, которая не раскрывалась у меня в предыдущих актерских работах …

- Спектакль поставлен на малой сцене. В чем специфика актерского существования на малой сцене?

- На малой сцене очень хорошо работается - не нужно преодолевать большое расстояние, каждое твое слово, каждый твой жест и даже взгляд близок зрителю, он воздействует на него, он будет услышан и понятен и не нужно дополнительных усилий, чтобы тебя услышали с последнего яруса… Очень мощный контакт с залом…

Рекомендованные статьи
25.02.2011

«Деньги для Марии» во МХАТ им. М.Горького

В январе МХАТ им М.Горького под художественным руководством народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной на своей малой сцене представил зрителям премьеру — пьесу «Деньги для Марии» по…
28.01.2011

"Испытание совести"

Первая повесть Валентина Распутина ещё насущнее зазвучала ныне в постановке МХАТ имени М. Горького. Без денег, конечно, человеку не дано прожить. Однако они могут и убить его. Заглушив или даже вовсе…
19.01.2011

Правда для Марии ("Деловой вторник" 17.12.2010)

    Новый спектакль МХАТ имени М. ГОРЬКОГО представляют два классика – ТАТЬЯНА ДОРОНИНА И ВАЛЕНТИН РАСПУТИН     Горьковский МХАТ поставил самую первую повесть В. Г. Распутина «Деньги для Марии»…
14.12.2010

«Солнце над Россией отменить нельзя, Бога в ссылку не отправить»

В МХАТ им. М. Горького премьера. Александр Дмитриев поставил спектакль по инсценировке повести Валентина Григорьевича Распутина «Деньги для Марии». Главные роли исполнили ведущие актеры МХАТ им. М…