Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

"Вера. Надежда... Мария"

14.12.2010

Интервью с ведущей актрисой МХАТ им. М. Горького,  заслуженной артисткой России Т.Г. Шалковской, исполнившей главную роль в премьерном спектакле театре "Деньги для Марии" по повести В.Г. Распутина.

- Лейтмотивом спектакля стал образ появляющейся и уходящей Богородицы, постоянно звучащая молитва. Вы человек верующий. Не объясните – почему именно Богородица?

Я к вере пришла уже много лет назад, и для меня образ Богородицы имеет очень большое значение… Ведь еслипосещает Богородица, я читала, –жди испытаний…

Здесь важно христианское отношение к жизни- любая беда, это милость божья, потому что она помогает открыть те качества, которые не были замечены человеком в себе прежде… он начинает искать веры, то есть спасения…

«Деньги для Марии»… Само название уже достаточно «говорящее», неоднозначное,во всяком случае у нас в спектакле, потому что это две несовместимы реальности – деньги и образ Марии….

И в этой работе мне хотелось показать, как человек не воцерковленный возвращается к вере.

Ведь в шестидесятые годы многие храмы были разрушены.. Тогда за веру уже не сажали, но во всяком случае у людей случались большие проблемы, если они откровенно исповедовали свою веру..

И вот эти люди, в которых истреблена вера, заново возвращаются к ней, через несчастья, через беду, через испытание... они ищут именно в вере, в молитве какую-то поддержку и опору…

Так и с моей героиней – сначала появление Богородицы предвещает юдоль страданий. Мария пытается молиться, не зная не одной молитвы… Чудесным образом к ней приходит способность верить, веровать… И вот уже найдено то, что ей поможет преодолеть всё, тюрьму, все что угодно, это то что ее спасет… Это светлоеобретение новой надежды, нового спасения, нового пути.

 

- Повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была написана более 40 лет назад. Неужели она актуальна сегодня?

Повесть Распутина «Деньги для Марии» действительно была написана 40 лет назад, в другой стране, можно сказать, в другой Вселенной, ноактуальна именно сегодня потому, что в ней поднимаются вечные темы.

-Что вы называете вечной темой?

Как говорится - от сумы да тюрьмы не зарекайся…Это может ждать любого из нас в любое мгновение, не знаешь, что будет завтра, настолько мы все беззащитны в этом мире… Только любовь, только семейные отношения могут хотя бы частично защитить от той достаточно агрессивной среды в которой мы живем.

- Как вы думаете, сильно ли изменились люди за эти годы? 

Люди они и есть люди. Что они в прошлом веке люди, что они сорок лет назад люди, они практически не меняются, с моей точки зрении.

- Как вы думаете, остались ли так простые, добрые люди, как Кузьма и Мария? Или их нет уже в нашем запредельном «сегодня»?

Как были добрые, простые чистые люди, они и сейчас есть… Жестокие, злые,и они есть, никуда не делись… это происходит из века в век, это извечная борьба добра со злом…

Я вообще оптимист, мне кажется, что их все равно больше, этих добрых чистых людей, но они пытаются спрятаться, не привлекать к себе внимания, чтобы их лишний раз не заметили, не обидели, они стараются быть незаметными. А на самом деле таких людей все равно много… особенно если отъехать от Москвы, в глубинке…

- В произведениях В.Г. Распутина главным героем является женщина … «Изба», «В ту же землю», «Живи и помни», «Деньги для Марии»…

Да, действительно, героини повестей «Последний срок», «Живи и помни», «Прощания с Матерой», Мария — это образы, в которых воплотилось нравственное величие русской женщины, ее высокий дух, ее великая самоотверженность, ее чистота. Я думаю, для Валентина Григорьевича женщина - это олицетворение самой России. И пусть у нас традиционно мужчина является и главой семьи, и главой государства, и вообще везде в нашем обществе мужчины играют главные роли и занимают всегда главные места. А все основные тяготы жизни несет на своих плечах женщина … Женщины в России, конечно, очень разные и подогнать всех под один типаж невозможно. Но некая жертвенность, скромный бытовой героизм веками впитывался в характер русских женщин.

И на фронт в войну уходили, и в каторгу за мужьями отправлялись, и на защиту дома грудью вставали.

Вот живет женщина своей жизнью, возится с хозяйством, смотрит сериалы... Но если придет в дом беда, станет героиней. Без лишнего пафоса войдет и в горящую избу, и с конем совладает….

- Чем вам близка ваша героиня и чем интересна именно сегодня?

Ее способностью любить, чувствовать, переживать… она очень чистый доверчивый человек…

Есть удивительные люди, которые не осуждают, никого не обвиняют, даже если что-то неправильно, даже если их незаслуженно обижают, они не начинают обвинять всех вокруг, а ищут причину в себе – для чего это, почему это? Почему именно со мной, а не с кем-то другим? Они все равно ищут причину в себе.

Это очень важное, очень редкое свойство характера, когда люди в такой ситуации не озлобляются, а наоборот пытаются через любовь, через взаимопонимание, через помощь друг другу, в семье, найти точку опоры и как-то выстоять. Это большая редкость в реальном мире и это подлинно христианское отношение к жизни.

- В вашем репертуаре героини многоплановые, образованные, блестящие. Это и Маша, Ольга из «Трех сестер» А.П. Чехова,  Елена Тальберг из «Белой гвардии» М.А. Булгакова, Вера в «Обрыве» И.А. Гончарова… Играя после всего этого психологического богатства простую советскую крестьянку Марию, что нового вы открыли в себе?

Конечно, эта роль отличается от тех ролей, которые я играла… Что нового я открыла в себе? Не то чтобы,я открыла… дело в том, что все наши корни в деревне. Мой папа из деревни, моя мама из деревни… я сама все детство провела в деревне,поэтому в принципе я знаю и понимаю тот быт, тот образ жизни людей в деревне...

Поэтому, скорее я что-то вспомнила и смогла раскрыть ту часть себя, которая не раскрывалась у меня в предыдущих актерских работах …

- Спектакль поставлен на малой сцене. В чем специфика актерского существования на малой сцене?

- На малой сцене очень хорошо работается - не нужно преодолевать большое расстояние, каждое твое слово, каждый твой жест и даже взгляд близок зрителю, он воздействует на него, он будет услышан и понятен и не нужно дополнительных усилий, чтобы тебя услышали с последнего яруса… Очень мощный контакт с залом…

Рекомендованные статьи
28.01.2011

"Масло и маргарин"

И вот я снова спешу на Тверской бульвар, где МХАТ им. М. Горького выпустил свой новый спектакль – «Деньги для Марии». Поставлен он по повести Валентина Распутина – писателя, любимого народом…
21.01.2011

"Деньги для Марии"

Гаснет свет. Из темноты в лучах прожектора выступает образ Девы Марии. Потрескавшаяся от времени икона расположена прямо над сценой. Затем пространство осветится, и покажется незамысло­ватая бытовая…
19.01.2011

"Неустаревающая притча"

    Спектакль по повести В. Распутина «Деньги для Марии» в МХАТ им. М. Горького    Написанная ровно сорок лет назад повесть нашего современника Валентина Распутина «Деньги для Марии» не потеряла…
19.01.2011

Правда для Марии ("Деловой вторник" 17.12.2010)

    Новый спектакль МХАТ имени М. ГОРЬКОГО представляют два классика – ТАТЬЯНА ДОРОНИНА И ВАЛЕНТИН РАСПУТИН     Горьковский МХАТ поставил самую первую повесть В. Г. Распутина «Деньги для Марии»…