Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Великая душа народа-победителя

01.04.2005

Чтобы решить для себя вопрос, какой же МХАТ, доронинский или табаковский, является истинным наследником традиций Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, Чехова и Горького, достаточно посмотреть во МХАТе на Тверском бульваре новую постановку пьесы Алексея Николаевича Арбузова «Годы странствий».

Речь не о том, где громче звучат аплодисменты, - этого в обоих театрах хватает, речь о сути драматургического мастерства. Московский Художественный театр стал выдающимся явлением мирового искусства не потому, что сумел развлечь и потрясти зрителей, как никакой другой, - эту задачу успешней решали театры вроде парижского Гиньоля. Разгадка в другом. Почему, например, звезды Голливуда, уже завоевав имя и состояние, начинают за собственные деньги учиться актерскому мастерству по системе Станиславского, а не по системе, скажем, Брехта? Потому что, когда им предлагают роли, выходящие за рамки привычных амплуа (девицы легкого поведения или крутого мачо), наработанной системы внешних эффектов не хватает. В любой роли надо уметь жить, а не только строить соответствующие гримасы и принимать выгодные позы.

В пьесе Арбузова, как в музыкальном произведении, есть скрытая тема, дуэт на два голоса. Это судьба двух героинь: пожилой тети Таси и молодой очаровательной Галины. Обе умны и красивы и были любимы талантливыми мужчинами, но не стали их женами, потому что зачастую мужчины боятся умных и красивых жен. Им нужны беззаветно преданные помощницы. Безмужняя и бездетная тетя Тася - это продолжение судьбы насмешливой Галины, которую она имеет возможность видеть уже сейчас, когда, кажется, еще вся жизнь у нее впереди и надежды еще не угасли. Тетя Тася же с тайным сочувствием и грустью глядит на Галину: в ней она видит свое прошлое и своеобразное подтверждение того, что в нем ничего нельзя было изменить.

Когда я смотрел «Годы странствий» в советское время, не помню, в каком уж театре, там дуэт тетя Тася - Галина был «отыгран» механически, на уровне реплик, без попытки вплести мелодию их судьбы в мелодию судьбы главных героинь (Ольги и Люси). В нынешней же мхатовской постановке заслуженная артистка России Любовь Стриженова (тетя Тася) и Галина (Елена Катышева) сделали это блестяще, с вдохновенным искусством. Тут и Станиславский сказал бы: «Верю!» А когда героиня Стриженовой без фонограммы прекрасно спела на сцене романс, «вживую» подыграв себе на гитаре, в зале вспыхнули аплодисменты, как на концерте. Из ролей «второго плана» прекрасно выглядел Павлик Тучков в исполнении Юрия Болохова: он в точности соответствовал арбузовской характеристике - «удивительный и приятный».

Разумеется, во всех этих удачах большая заслуга режиссера-постановщика спектакля заслуженного деятеля искусств России и Украины Юрия Аксенова. Между тем его задачей было не только филигранно отработать «сопутствующие сюжеты», но и раскрыть в пьесе, действие которой лишь однажды происходит на фронте, тему подвига советского народа в Великой Отечественной войне. «Годы странствий» - камерная пьеса, показывающая не сам подвиг, а почву, из которой он растет. Всякий народ в годину испытаний - некая саморегулирующаяся система, не просто быстро выдвигающая лучших и «задвигающая» худших, а организующая жизнь таким образом, что все - и лучшие, и худшие - служат одной великой цели, подставляя друг другу плечо, где это возможно: в бою или у станка в тылу, в нужде и беде, в любви и дружбе. Молодой ученый-индивидуалист Ведерников, которого играет лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова» Максим Дахненко, возможно, не изобрел бы эффективное лекарство для заживления ран, если бы друзья, близкие, любимая женщина, даже брошенная им жена не поддержали бы его в минуты душевного спада и отчаяния. Люди редко живут идеальной, правильной жизнью, но изначально человеческое сообщество создано Господом так, что каждый нуждается в каждом. Ведерников нуждается в любви Ольги, бывшей невесте своего немногословного друга-соперника Михаила Лаврухина (прекрасно сыгранного заслуженным артистом России Валентином Клементьевым), а потерявший возлюбленную Лаврухин как ученый нуждается в Ведерникове, потому что без его открытий не смог бы создать свое лекарство для лечения гангрены. Ольга (заслуженная артистка России Татьяна Шалковская) буквально спасает, физически и духовно, Ведерникова, но она едва бы нашла в себе для этого силы, если бы Лаврухин, которого она тоже по-своему любит, не проявил бы великодушия и терпения. И все они без исключения, со своими драмами и невзгодами, «невидимыми миру слезами», нужны обществу и стране. Но ни яркие герои пьесы, ни вся наша огромная страна не смогли бы, наверное, выстоять без «маленьких героев» вроде Люси Ведерниковой - хрупкой, непритязательной женщины, не только безропотно посвятившей жизнь разлюбившему ее мужу, но и отдавшей на танковом заводе все свои силы и здоровье государству. Образ Люси - крупная удача сыгравшей ее актрисы Оксаны Соломяной, которой было, конечно, несколько труднее, чем Катышевой,   Стриженовой и Шалковской. Они играли образы пусть и не очень счастливых, но красивых, умных женщин, а Соломяной досталась роль «серенькой   мышки», недалекой, восторженной девушки. Молодой актрисе предстояло показать,  что  у  этой  «серенькой мышки» - великая душа, и ей это блестяще удалось.

Невозможно не отметить прекрасную работу художника спектакля  заслуженного  деятеля искусств России и Таджикистана Владимира Серебровского, музыкальных оформителей Валерия Соколова и заслуженного работника культуры Александра Самовера и других. Давно не видел такого чувства меры и вкуса в декорациях, музыке, костюмах. В последнее время на сцене наших театров видишь столько позорных исторических несуразиц, словно в западных фильмах о России! Здесь же просто приятно отдыхал глаз, настолько все было сделано безукоризненно (если не считать такой малозначительной детали, как появление на ногах солдат в 1945 году обмоток, уже к тому времени упраздненных).
От души поздравляя мхатовцев с этой премьерой, не могу не разделить удивления министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, высказанного им в телевизионном интервью: почему электронные СМИ замалчивают работу доронинского МХАТа, твердя только о табаковском МХАТе, театре подражательном, прозападническом, и почему именно последнему достаются государственные субсидии, которые, конечно, в первую очередь должны получать те, кто возрождает великие традиции русского театра, составляющие нашу национальную гордость?

Рекомендованные статьи
02.04.2005

Тогда победили хорошие люди

Среди спектаклей, которые театры страны посвящают 60-летию Великой Победы, этот займет (уже занял!) особенное место.
01.04.2005

Драматург Арбузов, и нет ему конца

Обращение МХАТа им. М. Горького к одной из лучших послевоенных драм Алексея Арбузова «Годы странствий» в ознаменовании 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, думается, не случайно.