Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

В пятидесятые не было «наших и ваших проблем»

24.02.1997

На сцене висело поздравление «С новым 1950 годом!» Школьники готовили новогодний концерт - во МХАТе им. Горького начинался спектакль «Ее друзья». Розовские мальчики и девочки спустя почти полвека снова учились самостоятельно думать и совершать взрослые поступки.

Когда в 50-х годах эту пьесу Виктора Розова поставили в Центральном детском театре, пресса нашла в ней два существенных недостатка: нетипичность выбранной ситуации и душевных качеств главной героини, и, как следствие - «несоответствие тем высоким требованиям, которые предъявляет советский народ к детской литературе, к детской драматургии». (Сейчас это может выглядеть комплиментом. Тогда же поразившая и воспринятая по началу в штыки «нетипичность» смогла передать как раз самое типичное, доброе, что было в людях.) Потом появилась другая статья - Погодина в «Литературной газете». Придя в ЦДТ, классик «ленинианы» плакал в антракте в литчасти - уже над следующей пьесой Розова. И эти слезы многое значили - бирка «несоответствия» была забыта. В Розова влюблялись до подражания - в драматургии, в жизни. И сложно стало разграничить, то ли он так верно и тонко подмечает настроение времени, то ли его пьесы рождают новое поколение.

Сегодня ранняя розовская пьеса «Ее друзья» -«милая, но сентиментальная», как отзывался о ней Эфрос, была взята без купюр, каких-либо поправок, дополнений и ссылок на то, что многое с тех пор переменилось. Ни слова не вычеркнули, не прибавили. Режиссер-постановщик спектакля - кинорежиссер Валерий Усков, для которого эта работа стала дебютом в театре, предполагал все же сделать посыл к современности - показать сегодняшнюю Пушкинскую площадь со старухами, торгующими сигаретами и водкой. Но «чистоту эпох» выдержали: Розов не  хотел сталкивать время. Сделали откровенное ретро - без малейшего намека на публицистичность. Поставив, как и раньше, в центр цельного, справедливого и отзывчивого коллективного героя - класс, готовый помочь попавшему в беду в любую минуту (образ ныне перекочевавший из соцреализма в фантастические фильмы с добрыми всемогущими роботами). Результат превзошел ожидания: нам подарили театр того детства, о котором мы знали лишь по рассказам родителей. Тот розовский театр, где начинается все весело и легко, а к концу застревает комок в горле, и слезы текут в три ручья. Того детства, где, как в сказке, доброта и дружба побеждают.

В розовских пьесах смерти нет, мировые катаклизмы не происходят, цивилизации в звездных войнах не гибнут, миры и судьбы не рушатся. Перескажи содержание «Ее друзей » своими словами -школьная история, семейная драма. А глаза - на мокром месте. И десять лет спустя, и пятьдесят. Почему?

«Не зря на драматургии Розова рождался новый театр,- рассказывал режиссер спектакля Валерий Усков.
В то время не писали без ссылок на Сталина. У Розова Сталина в пьесах не было. Да, там упоминается о «урагане» - партии, которая учит преодолевать любые трудности, о комсомоле, о реакционном и передовом,- сами артисты умоляли ничего не убирать. И мы очень бережно отнеслись к «Ее друзьям» - сначала, выкапывали как мамонта из ледника, но очень скоро поняли, что это не только история... Пьеса «Ее друзья» - это и моя юность - в 50-х я тоже заканчивал школу и играл в школьном спектакле «Молодая гвардия». Я тоже, как все, жил жизнью своих товарищей, не ведая фразы «это ваши проблемы, а это мои». Сейчас дружба заменена понятием партнерства. Все изменилось, но не все потеряно. Нам хотелось рассказать о том поколении людей не сорвавшихся, не опустошенных, а восторженных, чистых. Потом это поколение оказалось обманутым, а тогда все верили в идеалы.

Признаюсь, я не сразу увидел в пьесе все ее глубину, даже спорил с Розовым. Виктор Сергеевич попросил перечитать пьесу еще раз спокойно: «Вы, наверное, были невнимательны». И был прав. Если бы нам удалось передать хотя бы семьдесят процентов написанного...»

Удалось. И понять, без скидок на время, и передать «прежний» гражданский пафос, обостренное чувство правды и справедливости, удивительную человечность - нерв того времени так, что все это не выглядело «откопанным мамонтом» из советского периода. И за персонажами молодых исполнителей зал следил, как за своими знакомыми с детства -того, доперестроечного, с комсомольскими собраниями, решающим мнением коллектива, с примерными ученицами-отличницами, для которых тройка в дневнике равносильна распятию на публичном столбе позора...

Много лет назад, ставя «Ее друзей» в Центральном детском театре, Пыжова и Бибиков придумали интригу. По пьесе девочка от перенесенной в войну контузии теряет зрение, и одноклассники помогают ей продолжить занятия и успешно сдать экзамены на аттестат зрелости. В счастливом финале ей делают операцию — восстанавливают зрение, и вчерашние школьники собираются вместе уже студентами. На одной из репетиций Пыжова сообщила: Розов переделывает пьесу и девочка останется слепой. Рассказывали, что тогда произошло чудо: драматизм сразу усилился, от спокойствия за результат, когда актеры знали, что героиня прозреет, не осталось и следа. Я не знаю, какие методы использовал Валерий Усков теперь (второй дубль с переписыванием пьесы уже не прошел бы), но эффект в результате был тот же.

После двадцатиминутной овации на сцену поднялся Розов: «Пьеса была написана 49 лет назад. Вот так мы жили. Да, мы такими были, несмотря на теневые стороны времени. Это ведь пьеса о моих друзьях. Мне везло на людей - честных, порядочных, чистых. Они меня и воспитали. Спасибо актерам, которые поняли и сумели показать, какие это люди. Спасибо за спектакль - все в нем в моем вкусе, моем мироощущении».

...С утверждением к постановке первой пьесы Розова «Ее друзья» ему был выдан постоянный пропуск в театр - как новому драматургу. Пьесу поставили чуть ли не в ста театрах страны - на фоне «больших полотен» того времени рассказ о простых человеческих чувствах был слишком ярким и искренним, чтобы его не заметить. Полвека спустя экзамен на душевность снова выдержали и актеры, и зрители. Первые - донеся в спектакле главную мысль автора, что «самое дорогое на земле - добрые человеческие взаимоотношения». Вторые - унося с собой заразительную силу розовского добра.

Рекомендованные статьи
15.03.2006

Неизвестный Розов

Врачи сначала спасли драматурга, а потом героиню его пьесы
12.04.1997

«Ее друзья» среди его друзей

Мы умели дружить. Вот как эти ребята, которых сплачивает несчастье их одноклассницы, которые все вместе проходят сквозь «огонь, воду и медные трубы».
01.01.1997

Где Розов – там друзья

Дебютанту в театре, кинорежиссеру Ускову, поручили сберечь и выпестовать этого мамонтенка 1950 г. рождения, в ледяном контейнере доставить на сцену, и в таком вот замороженном виде представить удивленной и взволнованной публике.
01.01.2008

И снова «Молодая гвардия»

н