Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

В пятидесятые не было «наших и ваших проблем»

24.02.1997

На сцене висело поздравление «С новым 1950 годом!» Школьники готовили новогодний концерт - во МХАТе им. Горького начинался спектакль «Ее друзья». Розовские мальчики и девочки спустя почти полвека снова учились самостоятельно думать и совершать взрослые поступки.

Когда в 50-х годах эту пьесу Виктора Розова поставили в Центральном детском театре, пресса нашла в ней два существенных недостатка: нетипичность выбранной ситуации и душевных качеств главной героини, и, как следствие - «несоответствие тем высоким требованиям, которые предъявляет советский народ к детской литературе, к детской драматургии». (Сейчас это может выглядеть комплиментом. Тогда же поразившая и воспринятая по началу в штыки «нетипичность» смогла передать как раз самое типичное, доброе, что было в людях.) Потом появилась другая статья - Погодина в «Литературной газете». Придя в ЦДТ, классик «ленинианы» плакал в антракте в литчасти - уже над следующей пьесой Розова. И эти слезы многое значили - бирка «несоответствия» была забыта. В Розова влюблялись до подражания - в драматургии, в жизни. И сложно стало разграничить, то ли он так верно и тонко подмечает настроение времени, то ли его пьесы рождают новое поколение.

Сегодня ранняя розовская пьеса «Ее друзья» -«милая, но сентиментальная», как отзывался о ней Эфрос, была взята без купюр, каких-либо поправок, дополнений и ссылок на то, что многое с тех пор переменилось. Ни слова не вычеркнули, не прибавили. Режиссер-постановщик спектакля - кинорежиссер Валерий Усков, для которого эта работа стала дебютом в театре, предполагал все же сделать посыл к современности - показать сегодняшнюю Пушкинскую площадь со старухами, торгующими сигаретами и водкой. Но «чистоту эпох» выдержали: Розов не  хотел сталкивать время. Сделали откровенное ретро - без малейшего намека на публицистичность. Поставив, как и раньше, в центр цельного, справедливого и отзывчивого коллективного героя - класс, готовый помочь попавшему в беду в любую минуту (образ ныне перекочевавший из соцреализма в фантастические фильмы с добрыми всемогущими роботами). Результат превзошел ожидания: нам подарили театр того детства, о котором мы знали лишь по рассказам родителей. Тот розовский театр, где начинается все весело и легко, а к концу застревает комок в горле, и слезы текут в три ручья. Того детства, где, как в сказке, доброта и дружба побеждают.

В розовских пьесах смерти нет, мировые катаклизмы не происходят, цивилизации в звездных войнах не гибнут, миры и судьбы не рушатся. Перескажи содержание «Ее друзей » своими словами -школьная история, семейная драма. А глаза - на мокром месте. И десять лет спустя, и пятьдесят. Почему?

«Не зря на драматургии Розова рождался новый театр,- рассказывал режиссер спектакля Валерий Усков.
В то время не писали без ссылок на Сталина. У Розова Сталина в пьесах не было. Да, там упоминается о «урагане» - партии, которая учит преодолевать любые трудности, о комсомоле, о реакционном и передовом,- сами артисты умоляли ничего не убирать. И мы очень бережно отнеслись к «Ее друзьям» - сначала, выкапывали как мамонта из ледника, но очень скоро поняли, что это не только история... Пьеса «Ее друзья» - это и моя юность - в 50-х я тоже заканчивал школу и играл в школьном спектакле «Молодая гвардия». Я тоже, как все, жил жизнью своих товарищей, не ведая фразы «это ваши проблемы, а это мои». Сейчас дружба заменена понятием партнерства. Все изменилось, но не все потеряно. Нам хотелось рассказать о том поколении людей не сорвавшихся, не опустошенных, а восторженных, чистых. Потом это поколение оказалось обманутым, а тогда все верили в идеалы.

Признаюсь, я не сразу увидел в пьесе все ее глубину, даже спорил с Розовым. Виктор Сергеевич попросил перечитать пьесу еще раз спокойно: «Вы, наверное, были невнимательны». И был прав. Если бы нам удалось передать хотя бы семьдесят процентов написанного...»

Удалось. И понять, без скидок на время, и передать «прежний» гражданский пафос, обостренное чувство правды и справедливости, удивительную человечность - нерв того времени так, что все это не выглядело «откопанным мамонтом» из советского периода. И за персонажами молодых исполнителей зал следил, как за своими знакомыми с детства -того, доперестроечного, с комсомольскими собраниями, решающим мнением коллектива, с примерными ученицами-отличницами, для которых тройка в дневнике равносильна распятию на публичном столбе позора...

Много лет назад, ставя «Ее друзей» в Центральном детском театре, Пыжова и Бибиков придумали интригу. По пьесе девочка от перенесенной в войну контузии теряет зрение, и одноклассники помогают ей продолжить занятия и успешно сдать экзамены на аттестат зрелости. В счастливом финале ей делают операцию — восстанавливают зрение, и вчерашние школьники собираются вместе уже студентами. На одной из репетиций Пыжова сообщила: Розов переделывает пьесу и девочка останется слепой. Рассказывали, что тогда произошло чудо: драматизм сразу усилился, от спокойствия за результат, когда актеры знали, что героиня прозреет, не осталось и следа. Я не знаю, какие методы использовал Валерий Усков теперь (второй дубль с переписыванием пьесы уже не прошел бы), но эффект в результате был тот же.

После двадцатиминутной овации на сцену поднялся Розов: «Пьеса была написана 49 лет назад. Вот так мы жили. Да, мы такими были, несмотря на теневые стороны времени. Это ведь пьеса о моих друзьях. Мне везло на людей - честных, порядочных, чистых. Они меня и воспитали. Спасибо актерам, которые поняли и сумели показать, какие это люди. Спасибо за спектакль - все в нем в моем вкусе, моем мироощущении».

...С утверждением к постановке первой пьесы Розова «Ее друзья» ему был выдан постоянный пропуск в театр - как новому драматургу. Пьесу поставили чуть ли не в ста театрах страны - на фоне «больших полотен» того времени рассказ о простых человеческих чувствах был слишком ярким и искренним, чтобы его не заметить. Полвека спустя экзамен на душевность снова выдержали и актеры, и зрители. Первые - донеся в спектакле главную мысль автора, что «самое дорогое на земле - добрые человеческие взаимоотношения». Вторые - унося с собой заразительную силу розовского добра.

Рекомендованные статьи
13.02.2002

Виктор Розов: "Молодежь - наш больной вопрос"

Наша молодежь вроде страшная, плохая, но, может быть, мы к ней неправильно подходим? Вот та же молодежь, преображенная искусством!
12.04.1997

«Ее друзья» среди его друзей

Мы умели дружить. Вот как эти ребята, которых сплачивает несчастье их одноклассницы, которые все вместе проходят сквозь «огонь, воду и медные трубы».
04.03.1997

Возвращение Людмилы Шаровой

Бесхитростный сюжет и далекая на самом деле от реальной действительности атмосфера пьесы не помешали театру создать волнующий спектакль, полный глубоких человеческих чувств.
01.01.2008

И снова «Молодая гвардия»

н