Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Три поколения МХАТа

05.08.1970

КАЖДЫЙ спектакль Московского художественного Академического театра имени Горького доставляет истинное наслаждение зрителям. Вместе с другими талантливыми актерами на его сцене с неизменным успехом выступает народная артистка РСФСР Маргарита Юрьева. Анна Каренина в бессмертном произведении Толстого, Оливия в «Двенадцатой ночи», Гермиона в «Зимней сказке» Шекспира, Татьяна в «Разломе» Лавренева, Забелина в «Кремлевских курантах» Погодина — такова далеко не полная галерея образов, мастерски созданных актрисой. И каждый из них неповторим, самобытен. В каждый вложено много творческого труда, вложена частичка души.
Здесь, при МХАТе, Юрьева окончила театральную  студию,  где училась    у    больших    мастеров  сцены.
— Я очень люблю свой театр, воспитывающий и воплощающий в себе все лучшие традиции советского реалистического искусства, - рассказывает приехавшая на отдых в Кисловодск Маргарита Валентиновна. На его сцене блистали своим талантом В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, Л.М. Леонидов и другие выдающиеся артисты.
И в студии, и уже при самостоятельной работе на сцене мне посчастливилось учиться у народной артистки СССР Аллы Константиновны Тарасовой. Она была моим творческим наставником в работе над ролью Анны Карениной. Много лет играла Алла Константиновна роли Маши в «Трех сестрах» А. П. Чехова, Татьяны Луговой во «Врагах» А. М. Горького. Теперь я с огромным удовлетворением воплощаю эти образы в возобновленных у нас спектаклях. В пьесе «Враги» А. К. Тарасова создала и другой самобытный и яркий образ — Полины Андреевны, жены хозяина фабрики, роль которого играет народный артист СССР П. В. Массальский. В спектакле заняты также А.Н. Грибов, Б. Я. Петкер и другие корифеи сцены, их ученики, ныне занимающие ведущее положение в театре, такие, как народные артисты РСФСР Л. Губанов, Н. Гуляева, заслуженные артисты республики Н. Алексеев, Г. Кольчицкий, представители одаренной молодежи —А. Борзунов, А. Степанов и т. д.
Спектакль «Враги», пожалуй, наиболее ярко отражает замечательную преемственность советских артистов трех поколений.
Мы попросили Маргариту Валентиновну рассказать о зарубежных гастролях МХАТа.
— За последние годы театр побывал во многих странах трех континентов: в Польше, Болгарии, Англии, Франции, США, Австрии, Японии и других.
Спектакли советских артистов всюду имели огромный успех. Заранее раскупались билеты.
Во многих капиталистических странах имеются театральные студии реалистического искусства, основанного на системе Станиславского.
Помню, во время гастролей в Нью-Йорке после спектакля «Три сестры» к нам за кулисы явилась группа возбужденных пожилых зрителей. Многие из них видели тот же спектакль сорок лет назад, когда МХАТ совершил свою первую поездку в США. Эти люди горячо благодарили артистов, взволнованно делились своими воспоминаниями и впечатлениями.
А вот другой любопытный случай. Во время пребывания в 1958 году театра в Японии группа студентов-медиков из Токио впервые увидела на сцене спектакль «Три сестры». Это их настолько увлекло, что студенты создали свой любительский театральный кружок, разучивали и ставили чеховские пьесы.
Об этом мы узнали спустя десять лет, когда снова приехали в Японию. К тому времени бывшие студенты стали врачами разных специальностей, но их по-прежнему объединяет большая любовь к нашему советскому искусству, к произведениям А. П. Чехова.
Встреча с ними была очень теплой и радушной, нас принимали как самых дорогих друзей.
Подобное выражение чувств горячей признательности встречали мы
также в Англии, Франции, Австрии и других странах. Это яркое свидетельство всемирного признания нашего советского реалистического искусства.
В заключение беседы мы пожелали М. В. Юрьевой новых творческих удач.