Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

«Театрон»: Фаусто Мальковатти: «Микрофон убивает актеров»

11.02.2019

Известный театровед, критик итальянского Ла Скала, специалист по русскому театру Фаусто Мальковатти выступил на первом заседании Философского клуба театра МХАТ им. М. Горького и факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова. Первое заседание было посвящено легендарной постановке Станиславского пьесы Метерлинка «Синяя птица» 1908 года, которую восстановил народный артист России Константин Градополов. Она до сих пор идет в театре и пользуется успехом у публики. Итальянский критик поделился мнением о спектакле, актерах, а также вспомнил своего друга-поэта Иосифа Бродского.

Господин Мальковатти, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о спектакле «Синяя птица» в постановке Станиславского на сцене МХАТ им. М. Горького.

– У меня остались прекрасные впечатления. Благодаря спектаклю, мне удалось прикоснуться к истории мирового театра, к шедевру Станиславского. Как историк театр, я знаю, что в его постановке играли самые лучшие артиста Московского Художественного театра, которые, как эстафету, передавали свои роли новым исполнителям. Мне кажется, очень важно, что сохранен ритм спектакля. Я чувствую, как зал и актеры обмениваются энергией, восторг публики. Они пришли сюда именно ради этих артистов, а не потому, что это знаковая постановка для МХАТ им. М. Горького.

На ваш взгляд, «Синяя птица» – актуальный спектакль?

– Актуальный не только для России, но и для людей всех стран. Все ищут синюю птицу, отдают этому значительные силы, а когда оказываешь, казалось бы, в двух шагах от нее - она ускользает. Смысл «Синей птицы» Метерлинка в том, что надо ценить то, что есть, работать на настоящее, но считаться с прошлым. Мы не должны забывать о том, что было, и как жили раньше наши отцы и деды. Осмысление прошлого помогает осознать настоящее.

«Синяя птица» – спектакль мистический. Актеры театра рассказывали о том, что существует легенда о духе Станиславского, который приходит к ним во время игры и наблюдает.

– А я почему-то верю, что Станиславский спускается с небес на спектакль «Синяя птица», чтобы порадоваться тому, с каким интересом дети смотрят его постановку.

Господин Мальковатти, наверняка, вам известно о том, что далеко не все критики положительно воспринимают деятельность «горьковского» МХАТ, и обвиняют его в консерватизме, старомодном стиле, отсутствии новаторства. Что об этом думаете вы?

– В МХАТ я увидел хорошую школу актерской игры. Есть контакт между зрителем и сценой. Какое же это счастье, что на сцене нет микрофонов. Убежден в том, что микрофон убивает артиста.

Какие еще постановки в театрах Москвы на вас произвели хорошее впечатление?

– Понравилась постановка Римаса Туминаса «Царь Эдип» в театре имени Вахтангова. Спектакль очень сильный, мощный, конкретный, суровый, с четко выписанной темой рока. В восторге от его оперы в Большом театре «Пиковая дама». Суровая, черно-белая, стильная, петербургская постановка, которая, на мой взгляд, станет исторической и мировой.

Вы дружили с Иосифом Бродским, не так ли?

– Иосиф очень часто был у меня в гостях. У него была итальянская, легкая манера общения с людьми. Удивительно, что Бродский – один из немногих, кто любил Венецию именно зимой. Думаю, что в следующей жизни он будет венецианцем.

Анжелика Заозерская, Интернет-журнал «Театрон», 11 февраля 2019