Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

«Театральный мир»: Искусство медленного чтения

25.02.2019

В нынешний скоростной век электронных книг, гаджетов и дайджестов искусство медленного чтения может показаться дремучим анахронизмом. Даже небольшой рассказ любого классика можно найти в интернете в «кратком пересказе». Читать, внимательно вникая в смысл и красоту классического слова, любят и умеют теперь немногие. Клиповое мышление и экшн – приметы нынешнего кино и театра. Два театра держат в этом натиске постмодернизма и масскультуры суровую оборону – Малый театр и МХАТ им. М. Горького. Не случайно один из режиссеров Малого театра народный артист России Владимир Михайлович Бейлис давно освоил МХАТовскую сцену. Максим Горький, Александр Островский – медленно, подробно прочитанная классика в его постановке, которую осилит не каждый зритель. Не составила исключения и недавняя премьера – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского в МХАТ в постановке Владимира Бейлиса. Современнейший драматург Александр Николаевич – что ни пьеса, то узнаваемый сюжет, словно из сегодняшней новостной ленты; что ни реплика, то не в бровь, а в глаз; что ни персонаж, то герой нашего времени. И не нужно театру ни мобильного телефона в их руки вкладывать, ни слова «банкрот» мелким шрифтом в программке растолковывать. Достаточно выпустить умного и думающего талантливого актера и дать нам, зрителям, этим классическим текстом насладиться. Что сделали и на этот раз режиссер и театр. На сцене живописный задник – типичная московская улочка с видом на Кремль – родное сердцу драматурга Замоскворечье. Художник спектакля Виктор Федотьев – ученик Владимира Глебовича Серебровского, долгие годы бывшего главным художником МХАТ. Пейзаж весьма символический. Главный герой Глумов всеми правдами и неправдами стремится наверх, не гнушаясь подлости, делает карьеру (хотя стоит заметить, высшие круги власти находились в то время в блистательном Санкт-Петербурге). Начинал свой «путь наверх» Глумов именно в Москве, да и кремлевские виды для обозначения желанного карьерного роста вполне понятны. В роли Глумова – ведущий артист театра Александр Хатников и молодой актер Николай Коротаев, для которого это всего лишь вторая главная роль в театре. Впрочем, первая, это ни много ни мало – Базаров в постановке Александра Ивановича Дмитриева «Отцы и дети» – успешная премьера прошлого сезона. Мне, зрителю второго состава нисколько не пришлось об этом пожалеть, поскольку юный возраст молодого актера, его личные размышления о судьбе молодого поколения, обуреваемого страстным желанием «выйти в люди», помогают в создании образа давно ставшего в русской литературе нарицательным. А Николай Коротаев – актер думающий и читающий русскую классику, об этом я знаю не понаслышке. Порывы и всплески неожиданных эмоций, хитрость и ум, пылкость молодого сердца, направленная не к тем целям, к которым, казалось бы, должна стремиться молодая душа, – все это Глумов, увертливый и неожиданный, переменчивый и коварный, впрочем, по современным меркам, обычный молодой человек. Кто из нынешних устоит перед заманчивым желанием воспользоваться услугами влиятельного дядюшки, покровительством влюбленной тетушки, деньгами богатой невесты. Под стать Глумову и старшая Глумова – Ольга Дубовицкая, как всегда, очаровательная и женственная. Но в этой роли еще подчеркнуто кокетливая, расчетливая, хитрая – истинная помощница и маменька Глумова. В спектакле с Николаем Коротаевым в роли гусара Курчаева – Дмитрий Корепин. Именно он подставит надежное плечо несостоявшейся невесте Глумова Машеньке. Образ гусара Курчаева был словно написан для Дмитрия Корепина. Ладный, статный, словно с ранней юности не вылезал из седла и из гусарского мундира. Точно передан образ героя Александра Николаевича Островского – крепкого надежного бесхитростного рубаки-парня, верного в бою и в жизни, который противостоит Глумову. Глумов – прокладывающий себе путь в высшие сферы общества, в то время как его антипод Курчаев стоит на земле, опора этого общества тоже своего рода образ на все времена. Уже безотносительно к пьесе Островского, хотелось бы, конечно, продолжения гусарской карьеры Дмитрия Корепина в театре и кино, и конечно, этот актер видится в образе героя Джека Лондона Мартина Идена. Говоря об этом спектакле, нельзя обойти вниманием одну воистину МХАТовскую традицию. В роли почти бессловесного слуги – народный артист России Иван Семенович Криворучко. Маленькая выразительнейшая роль – несколько появлений на сцене – исполнена в подлинно МХАТовских традициях. В роли другого слуги – Григория – заслуженный артист России Александр Самойлов. Турусина (заслуженная артистка России Елена Катышева), ханжа с бурным прошлым, наполнившая свой дом нахлебниками и приживалками – странниками и юродивыми, названия которых не может запомнить Григорий. Вот и обьявляет он появление «уродливых» и прочих «скитающих», забавно коверкая слова. Вот и вся роль из разряда «кушать подано». Но, право, стоит сходить на этот спектакль еще раз, чтобы это увидеть и услышать. Спектакль прошел всего несколько раз, и, надеюсь, что впереди у него успешное будущее.

Галина Степанова, журнал «Театральный мир», февраль 2019 г.

Рекомендованные статьи
04.12.2018

«Закулисье»: Дневник авантюриста Глумова нашли во МХАТ им. М. Горького в комедии «На всякого мудреца довольно простоты»

На сцене — Москва купеческая — Замоскворечье…
25.02.2019

MUSECUBE: Как «простачок» обводит вокруг пальца возвышенное общество

Тонкий, мягкий, понятный, легко воспринимаемый юмор А.Н. Островского, перенесенный со страниц произведения…