«Театральный мир»: Да здравствует классика!
«Театральный мир»: Да здравствует классика!
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
Василий Осипович Ключевский
Более полутора столетий отделяет нас от выхода в свет романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», и все это время споры вокруг него не утихают. Его неоднократно экранизировали, ставили на многочисленных театральных сценах, переводили на различные языки, а современный ирландский драматург Брайан Фрил по мотивам романа и вовсе написал свою сценическую версию – «Отцы и сыновья», – расставив по-своему не только акценты, но и добавив продолжение. Словосочетание «отцы и дети» давно стало нарицательным, обозначая вечный конфликт детей и родителей, а его актуальность ежедневно подтверждают и телепередачи Бориса Корчевникова, Андрея Малахова и наш собственный жизненный опыт, увы, не обходящий ни одну семью.
То, что перечитывать классическую литературу, по цитатам разобранную в рамках школьной программы, не только полезно, но и должно, все мы слышали не раз. Но следуем этому, признаться, нечасто. А вот после спектаклей в МХАТ им. М. Горького обратиться к первоисточнику хочется всегда – не раз слышала об этом от многочисленных зрителей, друзей, знакомых, да и сама никогда не могла удержаться от приятного соблазна достать с полки любимые когда-то томики, незаслуженно забытые в потоке книжных новинок. Как безоглядно в юности нравился герой романа Евгений.Базаров! Сколько сомнений в его трактовке посеяли лекции и семинары в студенческие годы! Совсем иначе воспринимаю его, став не только мамой, но и уже бабушкой, с интересом слушая мнения о романе своих детей (после спектакля который день подряд возвращаются к этой теме)… Это, наверное, и есть счастье. И подарил нам его театр – конечно, вслед за великим Иваном Сергеевичем Тургеневым, 200-летию которого и посвящена новая постановка «Отцов и детей».
Преобразовать роман в сценическое произведение– всегда задача не из простых: что-то останется только на страницах книги, что-то волею режиссера (художника или актеров) проявится с большей силой, чем у самого автора, оставляющего лишь намек на то или иное явление. Знатоков романа сразу хочется предупредить, что некоторых героев (например, г-жи Кукшиной и Ситникова) на сцене не будет, как и некоторых сцен (например, знакомства Базарова и Аркадия на балу с Одинцовой), но это никоим образом не разрушит основной сюжетной линии, а образцовый язык тургеневской прозы прозвучит во всем великолепии, вызывая аплодисменты на протяжении всего спектакля. Сцены из романа, словно киносюжеты из прежней жизни, промелькнут на сцене, возвращая нас не просто в мир тургеневских героев, но и в мир нашего детства, когда мы только начинали открывать для себя русскую классику и задумываться серьезно о добром, разумном и вечном. Режиссер-постановщик – Заслуженный артист России Александр Иванович Дмитриев, скрупулезно следуя за автором романа, ни на йоту не позволил себе вмешаться в авторский замысел, что-то переиначить или добавить, и в этом– несомненное достоинство постановки.
Работа художника по костюмам Елены Ярочкиной, с большим вкусом воссоздавшей «облачение» тургеневских героев, подарила нам счастливую возможность окунуться в эпоху второй половины XIX века, по достоинству оценив не только точность деталей того или иного платья, но и степень органичности, с которой они подобраны для каждого героя, для каждого исполнителя. Встречая актеров «по одежке», их образы, характеры угадывали без слов. Евгений Базаров – словно сошедший с картины «Студент» Николая Ярошенко: длинноволосый, в шляпе калабрезе (в подражание свободолюбивым гарибальдийцам). Роскошные платья Анны Одинцовой, очаровательные – Фенечки (словно расписанные под Гжель), милые – наряды Кати и по-особому «уютные» (как для куклы на чайник) – Арины Власьевны. А как о многом говорят мундир отца Базарова – Василия Ивановича, аристократичные, с иголочки, костюмы Павла Петровича Кирсанова и более скромные – его брата Николая Петровича. Как разительно отличается одежда слуг (кстати, тоже отцов) в доме Кирсановых и Базаровых! Поистине за каждой одежкой – не только характер, но и целая судьба.
Но как бы смотрелось это великолепие на пустой сцене? Во МХАТ им. М. Горького даже думать об этом нелепо – декорации здесь всегда отличались особым изыском. Так было и на этот раз. Главный художник театра Виктор Владимирович Федотьев сотворил настоящий шедевр, представив интерьер трех усадеб и природного ландшафта, наполняемого рассветами, сиянием звезд, пением птиц и даже… ароматом цветов, который странным образом ощутили многие зрители, хотя никакие «ароматизаторы» в спектакле не использовались. Даже ради одних декораций стоило бы прийти на спектакль, но, благо, что и актерские работы заслуживают высочайшей оценки. Чтобы по достоинству оценить ансамбль исполнителей, одного яркого эпитета мало. Перечислять похвалы можно бесконечно, и все будет – заслуженно. Трогательные до слез Лидия Матасова и Андрей Зайков (родители Евгения Базарова), восхитительная Ирина Фадина в роли Одинцовой и пресимпатичный дуэт Кристины Пробст (Катя) и Юрия Раковича (Аркадий), аппетитная, словно клубника со сливками, Ирина Архипова (Фенечка) и довольно милая пара – братья Кирсановы. Они оба действительно милы, хотя одному из них – Павлу Петровичу – суждено стараниями критиков стать не просто антиподом Базарова, но чуть ли не отрицательным героем. Сегодня я так не считаю. В исполнении Александра Титоренко Кирсанов-старший выглядит гораздо достойнее своего младшего брата (Антон Хомятов). Ну почему мы не можем поверить, что Павел Кирсанов действительно безоглядно влюбился (как и сам автор романа), что, потеряв любимую, впал в глубокую депрессию (и сейчас не каждого удается от этого излечить)? В конце концов, он совершает по-настоящему мужской поступок, вызвав Базарова на дуэль и не мирясь с его неуважительным поведением; выполняет свое обещание уехать в Германию, советует нерешительному брату оформить брак с Фенечкой. Нет, мне он определенно понравился! Братец же ему явно проигрывает: заимев ребенка, не решается жениться, подстраивается под странное поведение Базарова в своем же собственном доме. Он – «дважды отец», и к названию романа его персонаж имеет самое прямое отношение, только о возможной судьбе его малыша мы почти не говорим.
А вот главный герой – Евгений Базаров, – блистательно сыгранный Николаем Коротаевым, отнюдь не кажется мне примером для подражания. Он, безусловно, знает, как себя вести. Но, приехав в дом Кирсановых, ведет себя, как невоспитанный «браток», как бы сейчас сказали. Не найдя ответных чувств у Одинцовой, прямо-таки оскорбился. А почему, собственно говоря? Считал себя таким уж неотразимым? Николай Коротаев в роли Базарова внешне и впрямь – неотразим, просто демонический красавец: и статью, и горящим взглядом – ну всем хорош! А вот послушаешь рассуждения про его «отрицания», и как-то не очень-то и хочется сближаться. Чем собственно и оттолкнул Одинцову. Нет, она вовсе не холодна, а умна. Увлечься Базаровым могли бы сегодня разве что девочки-тинейджеры…
Кстати, о возрасте. Современный зритель смотрит спектакль, не задумываясь о том, сколько лет героям романа. Мы давно привыкли к тому, что любви все возрасты покорны. Ради интереса, поинтересуйтесь возрастом героев в первоисточнике– многие, уверена, немало удивятся. И это наверняка будет не единственное открытие после возвращения к, казалось бы, хорошо известному всем произведению, ожившему на сцене МХАТ им. М. Горького.
И. Лопухина, «Театральный мир», 7 июня 2018 г.