Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

«Театрал»: Татьянин день. Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького отмечает юбилей

13.09.2018

Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнес перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения.

12 сентября одна из самых интересных актрис, человек удивительной судьбы, народная артистка СССР Татьяна Доронина отмечает юбилей. А 15 сентября ее смогут поздравить и зрители: в этот день во МХАТе состоится бенефисный спектакль «Васса Железнова». В преддверии юбилея «Театрал» предложил друзьям коллегам Татьяны Васильевны поздравить ее со страниц нашего издания.

Юрий Горобец, актер МХАТ им. М. Горького, Народный артист России

– Я счастлив, что судьба связала меня с такой удивительной женщиной, талантливой во всем. Она великолепная актриса, хороший режиссер и руководитель. Она мой спутник давний и надежный. В Театре им. Маяковского мы играли в трех спектаклях: «Чайке», «Аристократах» и в знаменитой постановке «Да здравствует королева, виват!», где у Татьяны Васильевны было сразу две роли. Она играла Елизавету и Марию. Спектакль был так построен, что она появлялась сначала в образе одной королевы, потом в образе другой. Я играл Сессиля и глаз от нее оторвать не мог, так виртуозно она существовала на сцене.
В 1987 году она возглавила МХАТ. Я пришел через два года. Я видел, как ей было непросто, с какими трудностями она сталкивалась, как ей приходилось их преодолевать, как она нещадно тратила себя. В самом начале мало того, что ей приходилось отвечать за все, ей нужно было еще во всем этом разобраться, во все вникнуть. Она ни под кого не подстраивалась, всегда дорожила собственным мнением, отстаивала его, даже если оно сильно отличалось от мнения других. Ей никто не помогал. Не было репертуара, не было режиссеров, пресса игнорировала театр.
Но Татьяна Васильевна не ждала никаких оценок – она сама ставила спектакли, собирала репертуар, сформулировала художественную программу МХАТ на новом витке его истории.
Я не знают других примеров, когда женщина-актриса возглавляла бы такой театр на протяжении стольких лет. Вы только вдумайтесь – тридцать лет. За это время выросло целое поколение зрителей, которые ходят к нам. И то, с каким достоинством она держится, вызывает уважение. Я считаю ее победительницей. У меня к Татьяне Дорониной очень нежное отношение. Хочу пожелать ей только здоровья и терпения.

Александр Голобородько, актер Государственного академического театра им. Моссовета, Народный артист России

– Татьяна Васильевна, Танечка Доронина. Мы играли с ней в театре «Сфера» спектакль на двоих «Живи и помни». Познакомились у режиссера Екатерины Еланской. Первые репетиции проходили у Кати дома. Это известный МХАТовский дом в Глинищевском переулке.
Конечно, я слышал кое-что про настоящих звезд, но к большому зданию ветер наметает много всякого мусора. Про характер Татьяны Васильевны тоже слышал. Но поскольку я с уважением относился к тому, что она делала в кино и в театре, и с большим пиететом отношусь к актрисам, потому что у них, как правило, не очень легкая судьба – я не, то чтобы волновался, но принимал к сведению.
Конечно, сначала нам было сложно. Мы люди городские, а дело происходит в глухой тайге. Мой герой, дезертир, пробирается домой к жене, весь обросший, но мы с Катей договорились, что никакой растительности на моем лице не будет. В театре «Сфера» сцена расположена в центре зала, зрители сидят на расстоянии вытянутой руки, а я буду заклеенный в бороде?! Несмотря на договоренность, Татьяна как-то сказала: «Бороду тебе надо!» На что я ответил: «И не мечтай».
Душевный настрой мы нашли достаточно быстро. Никаких предполагаемых конфликтов интересов, чванства, что она звезда не было, потому что кроме таланта Татьяна обладает выдающимся умом. Мы стали друзьями.
Был удивительный случай. Есть в спектакле сцена, где я вою волком. Настена, героиня Татьяны, сидит ко мне спиной. Вдруг у меня пропадает голос. Несмыкание связок. Я ринулся из зала, оставив ее одну. За кулисами выпил целый стакан, прокашлялся и вернулся. Прошло минуты три. Она сидела так же и даже не обернулась. Закончили мы спектакль. Наши гримерки рядом. От нее ни слова возмущения или упрека. Она все поняла, а что было у нее внутри! По себе знаю, когда кто-то опаздывает на сцену, у партнера начинается паника: что делать? Стресс. Потом мы объяснились.
Как раз в это время менялась судьба Художественного театра. Она мне все рассказывала. Таня умеет держать удар, она все выдержала. Безусловно, она герой нашего времени, но для меня она олицетворение поэтического образа женщины в искусстве.
Она приглашала меня в свой театр, но я как раз только пришел в Театр им. Моссовета играть Митю Карамазова в замечательном спектакле Павла Хомского. Я понимал, что если сейчас не сыграю, то не сыграю никогда в жизни.
А со спектаклем «Живи и помни» мы много гастролировали. Сейчас общение редкое, но очень теплое. Танечка Доронина талантливая, прекрасная и неповторимая.

Валерий Плотников, фотограф

– Мы оба из Ленинграда. Мои самые первые юношеские впечатления от актрисы Татьяны Дорониной были после спектакля «Идиот» в БДТ, где она играла Настасью Филипповну, а ее партнером был Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Потом я видел ее и в других спектаклях БДТ, в театре она была примой. В созданных ею образах была особенная стать, глубина. Кого бы ни играла Татьяна Васильевна, будь то городская или деревенская женщина, она всегда красива. А мне и вовсе она казалась необыкновенной. Потом Татьяна Доронина уехала в Москву.
Для своих работ я всегда выбираю людей замечательных. Я считаю, что духовная наполненность непременно отражается на лице. Мне сразу видно глубокий человек или поверхностный. Одаренные по натуре люди вызывают интерес.
В таланте Татьяны Дорониной сомневаться не приходится, этот дар ей дан свыше, да и легковесным человеком ее не назовешь. Она гармонична во всем. Я был уверен, что снимок получится. Познакомил нас Эдвард Радзинский (в ту пору они были женаты).
К моменту, когда возникла идея сделать ее фотопортрет, о характере Татьяны Дорониной ходило множество слухов, но у меня была в этом деле закалка, так что, меня не напугать.
Встреча состоялась в театре. Татьяна Васильевна была невероятна хороша. Меня поразил тихий, проникновенный, завораживающий голос, не суетность, сдержанность. Все слухи о ее характере в момент улетучились. Она не производила впечатления жестокой женщины, скорее наоборот – ранимой и доброй.
Перед началом работы я всегда представляю себе, как должен выглядеть герой на фотографии. Мне рисовался образ женщины властной с высоко поднятой головой, слегка откинутой назад, с лучистыми глазами, в уголках которых притаилась доброта. В снимке, который потом обошел, многие издания присутствуют три разные по рисунку и фактуре материала красных оттенков, которые дополняя друг друга, создают образ.

Съемка дело небыстрое, но все это время Татьяна Васильевна терпеливо выполняла мои пожелания. Она никуда не спешила, хотя ее ждали срочные дела. Мы сделали несколько вариантов. Есть снимок в пуховой шапке, в черном платье с белой кружевной накидкой.

Ко мне регулярно обращаются за фотографиями, но для меня особенно ценно, когда мой персонаж говорит: «Обратитесь к Плотникову, у него есть кадры, которые я приветствую». По любым торжественным датам у меня до сих пор берут ее снимки.
От работы с Татьяной Васильевной остались прекрасные воспоминания. Сердечно поздравляю с юбилеем!

«Театрал» присоединяется к поздравлениям и желает выдающейся актрисе побольше поводов для радости, гармонии, здоровья, счастья и, конечно, новых ролей!

Татьяна Петренко, журнал «Театрал», 12 сентября 2018 г..