Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

«Последний герой». Тара Москалец, композитор, звукорежиссер

19.04.2019

– Вы давно сочиняете для театра?

– Я пришел в театр 5 лет назад, одержимый идеей синтеза искусств и понял, что техника и технология создания спектакля важны наравне с режиссерским замыслом, драматургией и сценографией. Однажды раздался звонок, и мне предложили сочинить музыку и сделать саунддизайн для новой острой и актуальной постановки Руслана Маликова. Горьковский МХАТ сейчас меняется в лучшую сторону, причем перемены стремительны, что редкость в России. Я всегда готов встать рука об руку с реформаторами.

– На какой опыт вы опирались, сочиняя музыку? На мир или войну, на ретро или современную музыку?

– Мой отец – майор военно-космических войск в отставке, я с малых лет тусовался с ним на секретных объектах, похожих на тот, что является местом действия в пьесе. Мне очень понравились и проблематика, и стиль драматурга, и режиссерская манера Руслана. Вначале я слишком заигрался с военной тематикой, но потом понял, что спектакль вообще не о войне. Он о нашей стране, о ее прошлом, настоящем и будущем. О трех поколениях людей, имеющих принципиально разные ценности. Кто-то ностальгирует по СССР, кто-то желает знать, почему все рухнуло, а кто-то ищет кнопку «Restart» и пытается найти новые смыслы. Пионерская зарница, радиопозывные и голоса дикторов, монументальные эмбиенсы, живущие в огромных советских постройках, – все это я бросил в плавильный котел саунддизайна.

– А как вам дался образ скинхедов-«легионеров»?

– Оказалось, что музыка, написанная для моего недавнего музыкального техно-проекта в жанре violence, отлично подходит для передачи настроения молодых агрессивных ницшеанцев, увешанных гаджетами, уверенных в себе и убежденных в своем праве писать новую историю. Я далек от экстремизма, не люблю насилие, но хорошо понимаю мотивы этих молодых ребят.

– МХАТ им. Горького – шедевр акустической архитектуры и в то же время раритет. Удалось ли подружиться с ним?

– Считаю необходимым сделать комплимент специалистам звукоцеха. Эти ребята делают фактически музейную работу. Саундсистема театра была создана в 1971 году в Чехословакии. Это полностью аналоговый тракт, ламповые усилители и нереальная аналоговая матрица. Плохой, неопытный звукоинженер не справился бы с технической поддержкой системы, ведь комплектующие к ней уже не производятся. Уверен, немногие зрители, посещающие спектакли в МХАТ им. Горького, осознают, насколько добротный, качественный, а вместе с тем раритетный, почти антикварный саунд им предлагает этот зал. Сперва я немного испугался, так как в 1971 году у советских людей были несколько иные представления о том, как должна звучать музыка в театре: Шаде здесь звучит как будто поет специально для тебя, а любая музыка ХХl века будет звучать недосказанно, поверхностно, плоско. Система не имеет суббасовых частот, а множество колонок, инсталлированных в зале, не синхронизированы, задержка составляет порой до 180 миллисекунд. Мы с моим коллегой Андреем Михеевым провели несколько часов, бегая по залу и пытаясь сделать из него кинотеатр а-ля Dolby Atmos. Благодаря современным цифровым технологиям у нас получилось достичь довольно убедительного surround-эффекта. Поэтому вся музыка, написанная для этого спектакля, микшируется не в два канала, а в шесть. Я очень надеюсь, что зритель сможет в полной мере прочувствовать объем и глубину звука, потому что акустика этого огромного зала просто божественна. Режиссер при первой же встрече дал мне понять, что он хочет эффекта присутствия, максимального погружения. Поэтому мы будем работать с разными планами, убеждая зрителя, что он находится на настоящей заброшенной военной базе. Она оживет и восстанет ото сна с первой пролившейся каплей крови. И зритель непременно найдет себя в самом центре событий.

Рекомендованные статьи
17.04.2019

«Последний герой». Руслан Маликов, режиссер-постановщик

– Как складывались ваши отношения с автором, с актерами, с командой?– Когда мы с драматургом познакомились, было ощущение…
18.04.2019

«Последний герой». Тамара Мурадова, художник

– Каким образом вы оказались в проекте «Последний герой»? – Меня пригласили к участию в проекте Эдуард Бояков и Руслан Маликов. С…
19.04.2019

«Последний герой». Сергей Кучер, художник по свету

– В «Последнем герое» крупных декораций нет. Какую роль играет свет? – Одну из ключевых, вплоть до выключения света. В отсутствии…
23.04.2019

«Вести»: МХАТ им. М. Горького выпустил «Последнего героя» из СССР

На сцене одного из самых традиционных театров Москвы – МХАТ им. М. Горького – было показано оригинальное и очень…