Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

«Там лес и дол, видений полны...»

15.02.2012

МХАТ им.М.Горького завершает год премьерой по роману Юрия Полякова «Грибной царь»

    Какими светлыми страницами, пронизанными ощущением радости жизни, напоёнными звуками и запахами божественной красоты русского леса, открывается этот роман!

    Удивительно, но перенесённый на театральную сцену образ русского леса не исчезает, более того, на протяжении всего спектакля помогает зрителю в минуты наибольшего страдания отдохнуть от едкой горечи происходящего, обрести краткое, но укрепляющее душу, омовение.

    По мере развития спектакля мы осознаём: «лес» в понимании постановщиков явление неоднозначное, и, как это уже не раз наблюдалось в русской жизни, например, с названием пьесы А.Н. Островского, несёт в себе и значение непроходимого мрака дебрей современной российской действительности. А в этом лесу «видения» жуткие! Чего стоит один только Грибной царь, по легенде способный исполнить любое желание, а в реальной романной действительности при первом же прикосновении человека превращающийся в отвратительную гору гниющей слизи, кишащей зловонными червями – гадючками, норовящими впиваться в ваше лицо, шею, глаза, уши!.. Фу, мерзость! Да что, уши?! В сердце норовят вонзиться, и вонзились уже. В сердце!

    Собственно о мерзостях жизни, об опасности гибели, куда стремительно несётся наше общество, и ведёт свой нелицеприятный диалог со зрителем театр.

Режиссёр-постановщик Александр Дмитриев, молодой, но известный уже как автор популярных спектаклей «Не всё коту масленица» А.Островского и «Деньги для Марии» по повести В. Распутина, провёл тяжелейшую работу в поисках формы спектакля. И она найдена оптимальная: остро современная, лаконичная, динамичная, оснащённая образной пластикой и резкой и грубой музыкой – в полном соответствии с идейной сущностью авторского замысла и темпо – ритмом современной российской жизни.

    Талант Ю.Полякова – это уникальное мастерство юмориста, где автор подсмеивается и над героем и над самим собой. И его герои не отказывают себе ни в самоиронии, ни в колкой насмешке над ближним, и в целом, над всей погрязшей в пороке российской жизнью. Режиссёрское решение спектакля – бескомпромиссная пощёчина мещанской «толерантности» и «стыдливому» всепрощенчеству.

    Главный герой Свирельников – когда-то офицер советской армии, теперь успешный представитель когорты удачливых дельцов, и неважно, на чём он делает деньги, главное – делает! Он директор фирмы «Сантехуют», торгует унитазами, его жизнь – это бешеная гонка, в которой от него требуется только одно – платить за всё: за услуги проституток, за трагедию матери, погибающей под гнётом запойного пьяницы, младшего брата Свирельникова, за предательство друга юности, разоряющего его вместе с бывшей женой Свирельникова, за прогулы и безделье дочери-студентки и измены любовницы, её подруги, платить взятками за удачный заказ и т.д. Ему некогда жить, мыслить, любить, сомневаться, искать. Ему надо «делать деньги» – в этом всё содержание его жизни.

    В мастерском исполнении народного артиста России Валентина Клементьева – это не только обобщённый образ потерявшего духовную опору когда-то хорошего человека, это трагедия личности, стремительно летящей в пропасть. Психологический рисунок роли – сложнейший, и выполнен на высочайшем уровне трагизма. В спектакле много ярких актёрских работ и интересных решений, и всё это дополняет и углубляет проблемы образа, созданного Клементьевым.

При всей жёсткости изобразительных средств спектакля ему нельзя отказать в человечности. Театр умно и бережно высветил главные идейные проблемы, поднятые писателем – в обществе, потерявшем духовную стройность и пренебрегающем нравственными законами, веками державшими Россию, заражённом неоязычеством и «пофигизмом» по отношению ко всему на свете, человек деградирует, такое общество не жизнеспособно.

    И надо отдать должное постановщикам – показав ярко и образно дно, в тине которого задыхается и гибнет человек, они сумели оградить зрителя от пошлости. Да, здесь представлены все низменные пороки, но сделано это так, что зритель воспринимает художественный образ порока, но не купается в грязи.

    К чести театра нужно отметить: спектакль выпущен в ответственную пору российского общества, выбирающего своё будущее. «Грибной царь» на сцене МХАТ им. М.Горького заставил вспомнить лучшие времена русского театра, когда он играл важнейшую социально-значимую роль в общественной жизни страны, был на острие самых злободневных решений. Открыто и прямо заявлено: свирельниковщина, рождённая бешенной гонкой за наживой, пагубна для жизни России не менее, чем хлестаковщина. Она просто её разновидность.

    Да, зритель нередко смеётся в ходе спектакля. Его душат слезы от чувства безысходности, от ужаса перед напором мерзости и разврата. Так, над чем же смеёмся, господа?! Как бы не пришлось заплакать на развалинах России, горько и протяжно, коль не одумаемся, не проснёмся...

Рекомендованные статьи
15.03.2012

«Грибной царь» Полякова

    Художественный руководитель МХАТа имени Горького Татьяна Доронина требовательно относится к современной литературе, поэтому редко кого из нынешних писателей пускает на свою сцену. И в этом плане…
02.03.2012

МХАТ им. М. Горького. Ю.Поляков. «Грибной царь»

    На большом экране проекция лесной чащи. Желто-красная листва кажется особенно яркой на фоне зеленеющего бора. Но пейзаж скоро исчезнет, и, сменяя друг друга появятся другие проекции – номер…
20.12.2011

Интервью режиссера А.И. Дмитриева и н.а. России В.В. Клементьева

    Накануне премьеры спектакля "Грибной царь" его режиссер-постановщик А.И. Дмитриев и исполнитель главной роли Народный артист России В.В. Клементьев дали интервью корреспонденту радиостанции…
20.12.2011

«Грибной царь» на сцене МХАТа имени Горького

В афише МХАТа имени Горького появилось ещё одно название – «Грибной царь». В основе нового – роман Юрия Полякова, в котором сплелись психологическая драма, классический детектив, история любви и…