Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

«Солнце над Россией отменить нельзя, Бога в ссылку не отправить»

14.12.2010

В МХАТ им. М. Горького премьера. Александр Дмитриев поставил спектакль по инсценировке повести Валентина Григорьевича Распутина «Деньги для Марии». Главные роли исполнили ведущие актеры МХАТ им. М. Горького: Татьяна Шалковская, Борис Бачурин, Ганнадий Кочкожаров, Лидия Кузнецова, Станислав Курач, Любовь Мартынова и другие. В связи с премьерой наши вопросы к режиссеру спектакля.

Вскоре зрителей МХАТ им. М. Горького ждет премьера – спектакль по повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии». Почему именно это произведение выбрано к постановке?

Выбор, безусловно, неслучаен. Написанная ровно сорок лет назад, повесть «Деньги для Марии» не потеряла своей актуальности, напротив, ее звучание стало более пронзительным. И тогда в конце шестидесятых это было только предчувствие грядущих псевдопреобразований надвигавшихся на Россию. Это было предчувствие точное, болезненное, свойственное исключительно творцам, наделенным даром прозорливости, к коим бесспорно относится наш выдающийся современник Валентин Григорьевич Распутин. Теперь же в сегодняшнее жесткое и жестокое время повесть, если можно так выразиться, созрела окончательно, налилась соком, она словно редкий плод дождалась своего истинного читателя, а в нашем театре - своего зрителя.

Думаю, все помнят, о чем повесть. Перед нами человек, женщина, жена и мать, невинно пострадавшая и попавшая в беду, ей грозит заключение за неизвестно откуда появившиеся долги. И вот, ее муж Кузьма отправляется по миру просить милостыню, словно калика перехожая он стучится во все двери. И что же встречает? Как принимают просящего и попавшего в беду? Тут-то и начинаются нешуточные искушения для человеческой совести. Чем не современный сюжет?

На какую аудиторию рассчитан спектакль?

Говорят, что читателей в России стало мало, вместе с уровнем жизни упал и читательский уровень. Это правда. Массовая культура подобно гигантскому спруту поглотила умы, похитила сердца людей, переключив их мысли, чувства из области истинного искусства, призванного являть воплощение тяги человека к прекрасному, вечному в область ремесла, которое по определению лишено понятий художественной ценности и направлено лишь на одно – на добычу денег. Коса времени перемен безжалостно лишила нас многих понятий, на которых века стояла отечественная культура, среди них блистательно и на века определенное А.С.Пушкиным – «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». На мой взгляд, творчество В.Г. Распутина всецело направлено на осмысление именно этой темы - самой сегодня болезненной. Она стала центром, определяющим движение, ход мысли, проблематику многих его повестей, рассказов, я уж не говорю о публицистике. Связь времен, связь поколений, и важность этой связи – точка отсчета пламенной распутинской мысли. Осуществляя постановку по повести «Деньги для Марии», наша точка отсчета с распутинской совпала. Насколько возможно, мы, творческая группа работавшая над спектаклем, старались дотянуться до врожденной гражданственности Валентина Григорьевича, до того максимума сопричастности и непосредственного участия в судьбах Родины, коим в том числе наделены многие герои и героини Распутина. В соответствии с основным направлением МХАТ им. М.Горького, наша постановка призвана вернуть зрителей к искусству реалистического театра, читателей к истинной литературе, а иных и вовсе обратить к чтению. Ведь ничего прекраснее книги изобрести невозможно. Поэтому наша аудитория в лучшем смысле этого слова демократична.

«Человек это, конечно, давно не звучит гордо, но надо ли доводить дело до того, чтобы это звучало низко?» писал Валентин Григорьевич в одной из своих публицистических статей. Придерживались ли Вы этой мысли, когда определяли основную идею для своего спектакля? Хочется верить, что Ваша постановка, в лучших традициях реалистического театра, окажется призванной к побуждению самых светлых человеческих качеств.

На тему потерянного поколения и даже поколений размышляли многие лучшие, видные, умнейшие люди и размышления их были в одном схожи, а именно, – что потеряно. О том в своих статьях, беседах с журналистами говорит, разумеется, и Распутин. Так вот, интересно именно то, что вместе с абсолютной трезвостью оценок современных реалий, ознаменованных не иначе, как рождением нового типа человека – безжалостного, циничного, поклоняющегося и возводящего в культ деньги, взгляд писателя вопреки всему остается неизменно светел, оптимистичен, нацелен на грядущее выздоровление нации, обращен в век реставрации и этнокультурного ренессанса. Но как это оказывается возможно при совершенно апокалиптических темах творчества Распутина последних лет? Его ведущими мотивами становятся разрушения, пожар («Прощание с Матерой», «Пожар»), буря («Видение», «В непогоду») и смерть («Изба», «В ту же землю»). Но все дело в том, что всеоправдывающим, всеопределяющим светом для писателя, щедро проливающимся на его произведения, является упорная, а подчас упрямая, где-то наивная, где-то детская вера (в том залог ее истинности и в том ее угодность Господу) - вера в голос корней. Да, в голос того самого пепелища и тех самых гробов!.. Распутин уповает на самоурегуляцию хватившего лиха народа, на чудесное спасение, которое нам будет послано именно из прошлого, он уверяет нас, что перерождение свершится быстрее, чем предполагалось, и что «воспитательная мина», заложенная многовековой национальной культурой – заложена надолго, и ее пороха хватит не только для нас, но на века вперед. Помните, еще в 1918 году Максимилиан Волошин с отчаянием произносил знаменитое «с Россией кончено…», а она взяла, да и выжила! Распутин убежден, что выживет и теперь!

Вы, наверное, заметили, что у Распутина даже не совсем добрые герои описаны с какой-то особой теплотой и любовью. В горечи – свет, в унынии – зачаток надежды. Распутин любит Россию и любит еевсецело и всякую, любит даже тогда, когда она больна, а значит не так хороша, не столь приветлива, а подчас даже груба, хамит и ругается матом. В том истинная его сыновья верность и подлинность патриотизма. Он любит, а значит терпит и прощает – так по-христиански. Поэтому-то и человек у Распутина - Венец Божий и никогда человек у него не звучал низко. Оттого и герои его подчас напоминают сказочных персонажей, а художественное пространство тяготеет к мифопоэтической реальности, как например в рассказе «Видение», где Россия предстает в образе некоей утерянной Атлантиды, чудесного Китеж-града и насельники ее – святые. А мы, любящие ее, стоим на берегу и ожидаем таинственного извержения, когда она величественно подымется из неведомых пределов своих, и вновь явит нам прежний ласковый свой лик.

Главную роль в спектакле исполняет ведущая артистка МХАТ им. М. Горького, заслуженная актриса России Т.Г. Шалковская. Какие задачи Вы ставили перед ней как режиссер?

Мне было очень легко и радостно работать с одной из самых опытных, самых талантливых актрис нашего театра Татьяной Геннадиевной Шалковской. Она человек интересный, глубокий, со своими сформированными жизнью понятиями. И мы очень быстро нашли общий язык. Главное же на чем мы с ней единодушно сошлись в поиске зерна образа распутинской Марии – это идеальное представление о русской женщине, матери, жене, хранительницы очага. У Распутина совершенно потрясающая галерея женских образов! Более того, женщина для него всегда начало определяющее, собирающее, женщина всегда центр. И это особенно актуально в современной России. Сейчас все держится на женщинах. Вы обращали внимание, кого больше в храмах? Женщин. Кто в ситуации повсеместного пьянства и морального падения принял на себя груз мужских забот? Женщины, матери. Женщина на Руси всегда выносливее, терпеливее. Именно поэтому Валентин Григорьевич уделяет столько внимания женскому образу, подчас рисуя его совершенным, уподобляя тем самым самой Божий Матери. Вспомним Настёну в «Последнем сроке», Агафью в «Избе». Наша же героиня даже носит имя Пресвятой Девы.

Однако, работая над образом, постоянно вставал вопрос, а будет ли понята, а найдет ли отклик в сердцах подобное явление почти святой женщины, наделенной венцом добродетели – любовью? Не покажется ли он современному зрителя выдумкой, большой натяжкой?

Вы знаете, меня когда-то поразила статья в одном из советских номеров литературной газеты об идеале. Там было написано, что потребность нашего времени – идеал, святость. Это понимали и при советской власти!

Сегодня же с идеалом большие проблемы. Складывается впечатление, что кто-то очень веселый (но по-дьявольски весёлый) поставил все с ног на голову. И что было добро, стало злом, что зло – добром. Вот скажите, что сейчас больше всего ценится в человеке? Правильно - его эгоизм. Это просто называется «человек, знающий чего хочет от жизни». А уж какими методами он этого «свое» получит – никого не волнует. Цель оправдывает средства, и мы, таким образом, становимся обитателями джунглей, закон существования в которых звучит общеизвестным лозунгом: выживает сильнейший. При таком раскладе всякое злодейство оправдывается и становится законным. А что же идеалы? А идеал обретает статус отжившего, старомодного и не имеющего в современном мире никаких прав.

Но вместе с тем посмотрите, физика строится на понятии идеального твердого тела, идеальной жидкости, идеального газа, хотя в природе их не существует. Видите, даже наука не может обойтись без категории идеального, а уж тем более творец науки – человек!.. И мы в своем спектакле рискнули побороться за утерянный идеал. В конце концов, как говорит Валентин Григорьевич, «солнца-то над Россией отменить нельзя, Бога тоже в ссылку не отправить». Создавая образ Марии, мы пошли по стопам Богородицы. Работа для Татьяны Геннадьевны над ролью стала нашим общим праздником. Ведь она человек верующий, с душой тонкой, нежной. Образ рождался сам собой – свободно и естественно.

Вам легко далась эта постановка? Были ли какие-нибудь трудности?

Трудности миновали нас и все по одной простой причине – работали с удовольствием. Получился настоящий ансамбль. Композиция повести построена по принципу «Мертвых душ», в свою очередь схему которой Н.В. Гоголь заимствовал их древнерусского жанра странствия. Перед нами оказывается собственно главныйгерой, то есть «странник», Христа ради просящий, кто сколько может, и остальные персонажи, встречающиеся ему в его странствии. Спектакль населенный, персонажей много, но у каждого из них своя судьба, свой характер, своя особенность. Распутин выводит настоящую галерею образов. Поэтому актерам было интересно работать даже над самой небольшой ролью. Им было что играть, над чем размышлять. Образы получились яркие, самобытные, непохожие друг на друга. Это и дед Гордей, блистательно сыгранный Геннадием Николаевичем Кочкожаровым, и Василий Стаса Курача, колоритная тетка Степанида Лидии Кузнецовой, Комариха Любови Мартыновой, Председатель Александра Шедько, Ревизор Андрея Айсина. Гармонично вписались в постановку и молодые актеры нашего театра: Альбина Чайкина, Тимур Дружков, Екатерина Ливанова, Станислав Сергеев, Кристина Пробст. Я всех искренне благодарю за работу!

Что как режиссер Вы привнесли в постановку?

Вы знаете, я не из скромности так скажу, но я не считаю себя режиссером в полном смысле этого слова. Я в первую очередь актер, а уже потом режиссер и при том режиссер-любитель. Ведь чем профессионал отличается от любителя? Тем, что профессионал может все в своей области вне зависимости от пристрастий, жанров и направлений. Любитель же способен работать только над тем материалом, который близок его душе, который находит отклик в его сердце. То есть любитель может делать только то, что любит.

Пригласите ли Вы на премьеру самого Распутина?

Валентин Григорьевич – давний друг и частый гость нашего театра. Мы горды такой дружбой и, конечно, пригласим его на премьеру.

Как Вы думаете, будет критика от автора?

Может быть, я скажу странную вещь, но хотелось бы, чтобы она была! Таким острым и точным глазом, как у Валентина Григорьевича, знающим и меру и толк и смысл мало кто наделен. И хоть все мы, участники постановки, существовали в этой работе на пределе своих возможностей, но все-таки, наши возможности с его сравнивать не следовало бы. Тут уж без лести, гениальный человек – он всегда неповторим.

Финал повести остается открытым, так и не ясно, что же станет с Марией. А как Вы решаете финал Вашей постановки?

А вот приходите и все сами увидите.

Что для Вас является определяющим в творчестве В.Г. Распутина?

Гражданственность и точное видение проблемы. Не могу в этой связи не процитировать его определение современного положения искусства: «Искусство держит оборону малыми силами, но они сегодня и есть искусство, способное не поддаваться на дешевые соблазны. Те, кто от имени искусства организует шоу с красотками, похож на спекулянта, торгующего чужими ценностями. Чистые звуки творятся чистыми руками. Искусство – это праведный и чистый голос человечества в целом и каждого народа в отдельности, духовная и эстетическая побудительная высота, осуществленная мечта человека, ухваченное перо Жар-птицы и прометеев огонь человеческих исканий и побед». Точнее не скажешь! Думаю, это лучший финал для интервью. А о наших победах пусть судят зрители.

Рекомендованные статьи
28.01.2011

"Испытание совести"

Первая повесть Валентина Распутина ещё насущнее зазвучала ныне в постановке МХАТ имени М. Горького. Без денег, конечно, человеку не дано прожить. Однако они могут и убить его. Заглушив или даже вовсе…
21.01.2011

"Деньги для Марии"

Гаснет свет. Из темноты в лучах прожектора выступает образ Девы Марии. Потрескавшаяся от времени икона расположена прямо над сценой. Затем пространство осветится, и покажется незамысло­ватая бытовая…
19.01.2011

"Неустаревающая притча"

    Спектакль по повести В. Распутина «Деньги для Марии» в МХАТ им. М. Горького    Написанная ровно сорок лет назад повесть нашего современника Валентина Распутина «Деньги для Марии» не потеряла…
19.01.2011

Правда для Марии ("Деловой вторник" 17.12.2010)

    Новый спектакль МХАТ имени М. ГОРЬКОГО представляют два классика – ТАТЬЯНА ДОРОНИНА И ВАЛЕНТИН РАСПУТИН     Горьковский МХАТ поставил самую первую повесть В. Г. Распутина «Деньги для Марии»…