Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

«Слово»: Заслуженный артист России Максим Дахненко: «Ты должен быть благодарен судьбе за роли, которые играешь». 120 лет МХАТ

09.11.2018
Творческая судьба этого красивого, экспрессивного, ярко талантливого артиста, поступившего в МХАТ им. М. Горького и никуда из него не уходившего 25 лет своей творческой жизни, сложилась так, как сложилась, во многом благодаря творческой энергии и таланту его воспитателя, Народной артистки СССР Т.В. Дорониной. В труппу МХАТ им. М. Горького Максим Дахненко был принят по окончании Театрального училища им. Щепкина летом 1993 года.

Первые шаги на сцене стали для Дахненко событием, потому что это случилось 7 ноября 1993 года, когда в условиях введенного в Москве чрезвычайного положения из каждой подворотни глядел на людей, идущих в театр, зловещий глаз автомата. Публике был представлен в тот вечер премьерный спектакль «Мы идем смотреть Чапаева», который зрители восприняли как символ сражающейся и непокоренной России.

25-летие творческой деятельности встречает художник, в багаже которого собрание разнообразнейших образов, созданных им на театральной сцене. И в кино. Однако, оценивая сделанное им в искусстве в целом, важно отметить, что творческая судьба Максима Дахненко начиналась в лихие 90-е годы, когда театральные залы были или полупустыми (народу было не до зрелищ в условиях чрезвычайного положения), или, как зал МХАТ им. М. Горького, переполненными разнузданными школьниками, которые позволяли себе во время действия разгуливать по залу, расстреливая друг друга жестяными банками из-под пива. Думая о том, как усмирить эту неуправляемую массу, Т.В. Доронина однажды сказала: «Их надо лечить добром, и кроме Виктора Розова, этого не сможет никто». Так возникла волна второго восхождения драматургии В.С. Розова на театральные подмостки, но это уже было только в МХАТ им. М. Горького. Другие театры по-прежнему не обращали на пьесы Розова никакого внимания. МХАТ им. М. Горького выпустил спектакль «Ее друзья» в режиссуре В.И. Ускова, Максим Дахненко играл роль Володи Чернышова, юноши, воевавшего на фронте с отцом… Роль глубокая, принесшая артисту первые лавры славы. Следом — вторая постановка Ускова, теперь «В день свадьбы», и снова успех, и снова на главную роль Миши Заболотного, сироты войны, режиссер и художественный руководитель театра выбирают Максима Дахненко. Наконец, в театральной судьбе Дахненко появился спектакль по пьесе А.Н. Арбузова «Годы странствий» — роль Александра Ведерникова еще один безусловный шаг к успеху. А участие Максима Дахненко в спектакле, поставленном Т. Дорониной по тексту великого русского поэта А.Т. Твардовского, «Теркин – жив и будет!», было само собой разумеющимся...

Его актерская судьба уже неразрывна с русской классикой. Да и зарубежной – тоже. Лучшая из работ артиста последнего времени — Лаэрт в легендарном спектакле ушедшего в безвременье Валерия Беляковича — в его постановке «Гамлет» У. Шекспира.

— Если вспоминать первый спектакль, открывший мою актерскую судьбу на сцене МХАТ им. М. Горького «Мы идем смотреть Чапаева», — говорит Максим, — то главное, о чем я должен прежде всего сказать: о блистательном актерском ансамбле, в который я был введен! Любовь Васильевна Стриженова, Валерий Закирович Гатаев, Виталий Зикора, Сергей Габриэлян, Юлия Зыкова. Атмосфера, которой я был окружен, была настолько благотворна, что становилось неважно, что моя роль — самая маленькая, важно было общение с замечательными артистами, важна аура спектакля, которую они мастерски создавали, и, конечно, трагическая режиссура Дорониной. Вы помните время, когда выпускался этот спектакль?! И как мы болели за дело! Это был наш ответ власти на расстрел Дома Советов. Татьяна Васильевна ввела в спектакль песню «Россия» Игоря Талькова, это придало постановке такую силу патриотического звучания!

— За роли и игру в пьесах В.С. Розова Вам присвоено звание «Лауреат премии “Хрустальная роза Виктора Розова”». Что дорого в воспоминаниях об этих работах?

— Недавно мне дали пленку, на которой записан спектакль «Ее друзья», и я увидел то, какой была постановка с самого начала. Я плакал, настолько был потрясен чистотой ребячьих душ, разящей прямо в сердце. Спектакль «убивает» искренностью, силой правды жизни. Раньше я не понимал загадку этого спектакля. Мы играли то, что хорошо знали: были октябрятами, пионерами, выросли в СССР и были воспитаны в отношении к ветеранам, к празднику Победы, как к святыням. Спектакль воспевает простые истины человечности, на которых держалась жизнь. И еще одно — в этих спектаклях играли старейшины нашего театра, представители того великого Художественного театра, перед которым благоговел весь мир. Клементина Ивановна Ростовцева! Как мы, молодежь, тогда еще совсем зеленая, ее любили! Как любила она нас! Она уходила за кулисы под гром аплодисментов, как королева, с таким достоинством актрисы великого МХАТ!

— Помнится, мы случайно столкнулась с Вами вне театра: у вас горели глаза, когда рассказывали о репетициях пьесы Арбузова «Годы странствий». Это действительно было событием в вашей жизни?

— Конечно событие! Получить главную роль советского офицера Александра Ведерникова! Что может быть прекраснее для актера? Я актерский ребенок, вырос за кулисами и хорошо понял еще в детстве: если ты настоящий артист, ты обязан быть неравнодушным! Если главная роль, да и вообще просто выход на сцену (как, например, я выходил в роли цыгана в цыганском хоре в спектакле «Доходное место»), тебя не зажигает, не волнует, если в тебе не вскипает кровь — уходи из театра! За каждую роль нужно быть благодарным судьбе, принимать как дар. Я не избалован жизнью, главная роль — редкость. Но я счастлив, если получаю главную роль.

— Ну, и как достаются эти роли?

— Это тоже жребий, порой случайность, как мне, например, выпало счастье получить роль Васьки Пепла у В.Р. Беляковича «На дне». Когда приступили к репетициям, в распределении моей фамилии не было. Я заболел, валялся в общежитии, и вдруг — звонок: срочно приходи на репетицию! Я помчался. Как работал со мной Белякович — это фантастика! Ему нужен был в спектакле мужик, и он выбивал из меня детство, «песочницу» выбивал! Он искал во мне мужика! Этот спектакль, эта роль — важнейшая веха в моей жизни, и это благодаря Беляковичу.

— Ваш Васька Пепел действительно хорош! Он украшение спектакля. Но, надеюсь, он не единственный герой Ваш?

— Огромную роль в становлении моем как артиста сыграла Любовь Васильевна Пушкарева. Когда меня ввели в спектакль «Обрыв» на роль Марка Волохова, она приняла меня «в свои объятия», что ли. Она все сделала для того, чтобы я не только понял суть образа, но и умел искать философские ответы на такие вопросы, как, например, что значит быть свободным? Где права и обязанности любви? Стихия правды, ответственность, пафос и правда революционной свободы, в чем они, и какое отношение они имеют к образу молодого человека, в которого я вживаюсь! Низкий поклон мой Любови Васильевне, работа с ней для меня — это школа, определившая мою судьбу артиста. Судьбу, которая немыслима без понимания того, что это великое счастье – быть артистом лучшего театра в мире...

— Ваши роли в пьесах Булгакова, и Левий Матфей в «Мастере и Маргарите», и Мышлаевский в «Белой гвардии», не оставляют никого равнодушным.

— За годы своего существования МХАТ выработал традиции воспитания личности. Это значит, что актер, выходя на сцену, тем более в таких ролях, должен эмоционально воздействовать на зрителя. Но ты прежде воспитываешь себя. Ты будешь кричать от боли душевной, и твой монолог – это ответ на то высочайшее доверие, которое испытывает к тебе зритель. И тебе нужны огромные душевные силы, чтобы быть принятым зрителем.

— Тексты Булгакова отвечают такому пониманию. Но ведь в Вашей палитре образов есть и Пятеркин в спектакле «Васса Железнова». Он совсем не встраивается в Ваш внутренний мир. Как удалось создать такого мерзавца?

— Здесь скажем большое спасибо за помощь в создании образа режиссеру спектакля Щедрину. Это пока единственный спектакль, где я работаю вместе с Т.В. Дорониной, где мне дана высокая честь — выходить с ней на сцену. Я обязан соответствовать.

— В завершение нашего разговора я хочу задать Вам вопрос, который не касается главной роли. Он касается трудной роли, требующей полной отдачи. Речь идет о спектакле «Теркин жив, и — будет!»

— Здесь безусловная огромная победа режиссера Татьяны Васильевны Дорониной. У артиста здесь включено все: его знания — воспоминания о войне, его самые волнующие ассоциации, когда- либо пережитые в жизни. Это спектакль – Реквием. Вспомним картину, когда солдаты в плащ-палатках поднимаются один за другим с черного снега и застывают навеки как монумент памяти, Святой Памяти о подвиге народа, сразившего мировое зло в Великой Отечественной войне. В зале люди плачут!

— В этом разговоре отразилась судьба целого поколения артистов, которое 25 лет верой и правдой служит в МХАТ им. М. Горького искусству русского реалистического театра, служит под руководством великой русской актрисы Татьяны Васильевны Дорониной, воспитавшей великолепную труппу соратников и преданных делу русского театра мастеров.

Беседовала Галина Ореханова, газета «Слово», 2–15 ноября 2018 г.