Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

«Слово»: МХАТ им. М. Горького: 120 лет служения

09.11.2018

27 октября МХАТ им. М. Горького отмечал славную дату – 120-летие создания Москоского Художественно-общедоступного театра, основанного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Первой постановкой стала трагедия «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого. Новый театр, как выяснилось очень скоро, открыл новую эпоху в театральной истории России.

В октябрьский вечер в сверкающем огромном зале на 1345 мест – от партера, амфитеатра и бельэтажа вплоть до галерки и райка – полный аншлаг. Как говорится, «ложи блещут, партер и кресла, все кипит». Любви к этому театру все возрасты покорны, все слои московского общества здесь – от безусых кадетов до седовласых мэтров, от «волнительных» студенток театральных школ до величавых и благородных дам с неувядающей актерской статью.

Торжественный вечер открыл министр культуры РФ Владимир Мединский. Поздравив прославленный коллектив и пожелав ему успешной работы, он вручил букет алых роз художественному руководителю театра Народной артистке СССР Татьяне Васильевне Дорониной.

В первом отделении зрителям показали отрывок из «Трех сестер» А.П. Чехова, спектакль, восстановленный Т.В. Дорониной по режиссерскому рисунку Вл.И. Немировича-Данченко. Актерский ансамбль в этот вечер играл с особенным воодушевлением, раскованно и окрылено. Шалковская и Фадина, Коробейникова и Зыкова, Титоренко и Чубченко, Дахненко и Ровинский были в этот вечер явно в ударе, донося до зрителей неувядающее своеобразие чеховских пьес, которые до сих пор ставят ведущие театры и режиссеры мира. Иронией, конечно, звучат теперь призывы прекрасных сестер «В Москву, в Москву!» в нашей столице, где мэр Лужков в свое время прописал полтора миллиона азербайджанцев, а мэр Собянин добавил к ним пару миллионов выходцев из Средней Азии.

Но человечность и простор драматургии писателя по-прежнему завораживает, и это пронзительно ощущается в доронинской постановке, где всегда скрупулезно верны авторскому замыслу и тексту, где живо преклонение перед Чеховым и где звучит прекрасный русский язык, которого ныне не услышишь ни на ТВ, ни на радио, ни на заседаниях правительства.

Затем зал, затаив дыхание, вслушивался в полуторачасовой рассказ Татьяны Васильевны Дорониной о месте МХАТ им. М. Горького в истории русской культуры. «В чем состояла основная задача при создании Художественного театра? Чему учит храм? Нравственности, доброте, глубине познания, жажде познания, способности любования Божьим миром. Для того, чтобы увидеть красоту мира, нужно научить видеть, слышать, понимать интонации, понимать язык, а понимать – это значит, прежде всего, воспринимать в сердце своем, – размышляла она. – Воспитание человека и есть основная цель театра, воспитание в людях нравственности, снисхождения восторга по отношению к миру. То величие духа, то воспитание, которое делает из существа хаотичного и непонятного то, что можно воспринимать и называть понятием “человек”».

Художественный руководитель-директор театра в подробностях поведала о спектаклях, ведущих артистах и режиссерах МХАТ. Не обошла она и трагическую историю раскола 1987 года, когда О. Ефремов объявил о разделе труппы и на отчаянный вопрос «А как же остальные?» ответил «Пусть идут, куда хотят, хоть в клуб “Каучук”». Доронину упросили возглавить выведенных за штат актеров, но новый коллектив остался, как король Лир, без царства, без репертуара и с декорациями всего для двух спектаклей.

Иными словами, воссоздавать театр пришлось фактически с нуля. Тем величественнее смотрится деяние Дорониной и ее сподвижников за три прошедших десятилетия – десятки поставленных пьес, работ отцов-основателей МХАТ, обращение к немеркнущей классике и к звездным именам российской драматургии. Сцена театра отдана в безраздельное владение Шекспиру, Шоу, Шеридану, Гольдони, Кальдерону, Гюго, А. Островскому, Булгакову, Шварцу, Горькому, Радзинскому, Симонову, Полякову. Театр привлек первоклассных постановщиков в лице Беляковича, Бейлиса, Виктюка, Дмитриева, Данченко, Кабанова, Иванова, Клементьева и др.

Ослепительно гранью засверкал в последние 30 лет талант самой Татьяны Васильевны как режиссера-постановщика, вдохнувшей в театр на Тверском бульваре основательность классики, новизну и свежесть творческого поиска, уверенность флагмана российской драматической сцены. Т.В. Доронина завершила свое слово к зрителю стихотворением С.А. Есенина «Русь уходящая» под несмолкающие овации зрителей.

Во втором отделении на зрителя буквально обрушилась мощная финальная сцена из «Гамлета». Завораживающим, стремительным, наполненным высоким напряжением предстает перед зрителем уход в молчание принца датского в постановке Беляковича. Хатников (Гамлет), Дахненко (Лаэрт), Коробейникова (Офелия), Шалковская (Гертруда) и Титоренко (Клавдий) совершают, казалось, невозможное, передавая всю силу отчаяния и страсти оболганного принца Гамлета, простодушного Лаэрта, коварного Клавдия и запутавшейся Гертруды. Офелия в исполнении Елены Коробейниковой обнаруживает такую высоту актерского мастерства и такую силу перевоплощения, которые выводят ее в первый ряд современных драматических актрис России.

Размышляя о доронинском МХАТ, мне приходит на память история, нашумевшая в наших СМИ несколько лет назад. Рассказывали о некоем человеке, Сергее Сотникове, который работал в местном аэропорте в поселке Ижма (республика Коми). После крушения СССР аэропорт вместе с местной авиалинией, конечно, закрыли, как закрыли за прошедшие 30 лет 78 тысяч заводов и фабрик по всей стране. Но Сотников, оставшись один на предприятии, в котором когда-то работали 130 человек, продолжал чистить взлетную полосу – от пробивавшейся травы, от снега, от дров, которые рубили жители для своих печек, от лошадиного навоза. И делал так 12 лет. Просто потому, что по-другому не умел, не работать был не приучен. И – надо же такому случиться! – в один из дней у рейсового «Ту 154» (Москва – Сыктывкар) с 72 пассажирами на борту отказала электроника и связь с диспетчерской. Вокруг лес, горючки осталось на 20 минут, а самолет с экипажем слепой. И – о, чудо!– один из пилотов вдруг углядел невесть откуда взявшуюся взлетную полосу Ижмы, которая давно была вычеркнута из всех маршрутных карт. Летчики приняли единственное возможное решение – ухватиться за эту спасительную нить. Так были спасены человеческие жизни.

Я думаю, что МХАТ им. М. Горького послужит такой спасительной полосой для всй России. Прекрасной труппе театра хочется сказать словами из Послания Павла к коринфянам: «Вы – род избранный… народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Человек, взятый в удел, – это человек предназначения, человек цели. Он может состояться и стать по-настоящему счастливым, только исполняя Божью волю для своей жизни.

А самой Дорониной, кажется, посвящено известное стихотворение:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Она – императрица русского театра, хранитель традиций, жрица высокого искусства, неоспоримая законодательница сценического вкуса и преемственности русской театральной школы, школы Станиславского и Немировича-Данченко.

Сегодня, через 120 лет после основания МХАТ, воскресни эти двое великих, открой глаза хоть на минуту, что предстало бы перед ними? Они увидели бы свою продолжательницу, свою истинную и законную дочь – Татьяну Васильевну Доронину. Которую отныне по праву можно поставить рядом с ними. Двое породили явление под названием МХАТ, Доронина его спасла. И эти деяния во славу России теперь стоят рядом на нашей шкале ценностей.

Газета «Слово», 2–15 ноября 2018 г.

Рекомендованные статьи
30.10.2018

«Правда»: Высокий полет чеховской Чайки и горьковского Буревестника

Все ли понимают, что это событие имеет огромное значение не только для нашей страны, но и для мира в целом? Два великих рыцаря русского искусства – Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, встретившись 120 лет назад, создали театр, чье влияние оказалось поистине планетарным: Московский Художественно-общедоступный.
06.11.2018

«Правда»: Надо жить и творить! Юбилейный вечер, посвященный 120-летию МХАТ им. М. Горького

Любите ли вы театр? Если бы этот вопрос, некогда прозвучавший в прозаической элегии Белинского «Литературные мечтания», задали всем тем, кто 27 октября спешил попасть в величественное московское здание на Тверском бульваре, 22, то в утвердительном ответе сомневаться не приходилось, особенно если бы спрашивающий уточнил, что речь идет о МХАТ имени М. Горького.