Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Скромное обаяние олигарха

09.09.2001

...Невольно вспоминается тут презентация повести «Предприниматель», выпущенной издательством «Ладомир», на недавней Международной книжной ярмарке. Ничтоже сумняшеся авторы А. Затонская и А. Коваль поставили себе целью изменить устоявшийся стереотип восприятия предпринимателей. В самом деле, большинство считает их жуликами, грабящими государство, безнравственными и развращенными типами. А с точки зрения авторов, это — спасители Отечества; более того, «национальные герои», благодаря их самоотверженной работе и происходит возрождение экономики, развитие производства. На полном серьезе писатели-прихлебатели убеждали нас, что Россия должна наконец «получить представление об этих талантливых людях, бросивших вызов обстоятельствам, об их нелегком труде, огромной ответственности и риске». Уж не такой ли «настоящий предприниматель» выведен и в «Контрольном выстреле»? Закрадывались подобные опасения, особенно с учетом того, что олигарха играет заслуженный артист России Виталий 3икора, наделенный недюжинным актерским магнетизмом. Да, нефтяной король в этом спектакле не лишен некоторой притягательной силы, которую дает абсолютная уверенность в себе. Наверное, у театра был искус несколько усложнить образ, показать человека со знаковым именем Владимир Ильич и неблагозвучной фамилией Корзуб как бы в скрещении противоречий, в борьбе страстей, сделать его олицетворением борьбы между добром и злом. К счастью, театр не соблазнился возможностью «сломать существующие стереотипы». «Ты лягушку хоть сахаром обсыпь — все равно я ее есть не стану!» — из какой это классической пьесы? Очень точно сказано.

Не стал театр обсыпать сахаром олигарха. Представил этого субъекта, начинавшего когда-то с контрабандного ввоза компьютеров в страну и сидевшего за это в тюрьме, а потом в кратчайший срок прибравшего к рукам нефтяное богатство, во всей его олигархической красе. Корзубу на зуб не попадайся — эта мысль совершенно отчетливо звучит в спектакле: он хапнет все что ни попадя — контрольный пакет акций, банк, милую, глупую девочку Дашу. Придя на званый обед к невесте и узнав в ее подружке ту самую студенточку, которую недавно привозили к нему в баню «на массаж», он, нисколько не растерявшись, целует обеим руки и подносит одинаковые букеты. У него и тени опаски нет, что очередное «дельце» — законный брак — может расстроиться. Телохранитель сунет в карман студентке несколько «зеленых» — только и всего. И Владимир Ильич, тут же забыв обо всей этой ерунде, обыграет старика академика в шахматы. Он не привык проигрывать.

Актер, естественно, «любит» героя, и поначалу это может даже обмануть зрителя — уж так свободен, прост, естественен этот нефтяной король, так горазд подмечать в экстраординарных ситуациях нелепое и смешное, так мил в обращении с женщинами, даже с изрядно надоевшей ему наперсницей Инной Константиновной, что им можно даже залюбоваться. Он как бы ходит вокруг своей жертвы, в данном случае Даши, на мягких бархатных лапах, но какая внутренняя жесткость стоит за всем этим «галантерейным» обращением! Актерская техника позволяет сделать зримыми те подробности мимики, которые в театре называют «комнатными», те интонационные нюансы, которые обычно пропадают на большой сцене. И внутренний мир обнажается с беспощадной откровенностью. Это и есть знаменитая мхатовская школа.