«Синяя птица» сто лет спустя
«Синяя птица» сто лет спустя
«Синяя птица» - легендарный спектакль XX века, который по праву может быть занесен в Книгу рекордов Гиннесса. 13 октября 1908 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера пьесы М. Ме-терлинка «Синяя птица», режиссером которой выступил сам К. С. Станиславский. Постановка имела грандиозный успех и не сходит со сцены и по сей день (после раскола МХАТа в 1986 году спектакль оказался во МХАТе им. Горького). Но если вы думаете, что спектакль, прожив такую долгую жизнь, состарился, запылился и хромает на обе ноги, то вы ошибаетесь! Хотя за прошедшее столетие исполнительский состав менялся десятки раз, идея и атмосфера постановки оставались неизменными: здесь все пропитано духом таинственности и волшебных сновидений. «Синяя птица», как и прежде, «восхищает детей и будит серьезные мысли у взрослых», как и задумывал Станиславский. Почему? Все очень просто: Ме-терлинк написал детскую сказку для взрослых или взрослую сказку для детей.
На сцене полумрак. Детская комната. Плотно закрытые ставни, потухший очаг, огромная кадушка с тестом, клетка с горлицей. В уютных деревянных кроватках спят двое детей-Тильтиль и Митиль. В рождественскую ночь они по просьбе феи отправляются искать Синюю птицу - символ счастья - для ее больной внучки. Вместе с детьми на поиски счастья отправляются ожившие предметы, явления природы и домашние животные. У каждого из них есть душа - то, что скрыто от обычных глаз и доступно только глазам Сердца. И вот уже Вода, Огонь, Хлеб, Свет, Сахар, Молоко, Кошка и Собака начинают говорить на человеческом языке. Сначала герои оказываются в стране Воспоминаний, где встречают своих умерших бабушку, дедушку, братьев и сестер. Там они узнают, что для того, чтобы тем, кто уже покинул этот мир, жилось хорошо, надо всего лишь почаще вспоминать их - это придает им душевных сил. Затем путешественники попадают во дворец Царицы Ночи, хранительницы всех тайн Природы. И здесь каждому приходится бороться со своими страхами перед неизвестным, многочисленными сомнениями и противостоять злу... Возвратившись домой без Синей птицы, дети обнаруживают, что их горлица в клетке - невероятно синего цвета и именно она делает больную девочку счастливой. Оказывается, счастье заключается в добрых поступках, в помощи другим. Дети не нашли своего счастья, но они ощутили свою ответственность за счастье других.
Во времена Станиславского спектакль был длиннее: герои попадали еще и в Царство Будущего, где обитают души тех, кому только предстоит родиться, и в Сады Блаженств - пристанище человеческих желаний. Но сегодня постановка не вмещает всех приключений Тиль-тить и Митиль, и это, вероятно, оправдывается тем, что далеко не каждый ребенок способен высидеть в театре более двух часов.
Если говорить о технической стороне спектакля, то здесь все на достаточно высоком уровне. С одной стороны, сохранены многие приемы, которые хотя и были придуманы сто лет назад, но и сегодня смотрятся очень оригинально. Например, в первом действии над очагом появляются белые светящиеся тарелки. Они танцуют, а затем исчезают так же внезапно, как и появились. Трюки с тарелками проделывают артисты, которых зрители не видят. Они исполняют роли «черных людей», как называл их Станиславский. Но с другой стороны, в спектакле появились современные трюки и спецэффекты.
Костюмы с небольшими нюансами вторят оригиналам 1908 года: толстый, уютный Хлеб в льняной длинной рубахе с кренделями и тюрбаном на голове, стремительный Огонь с лохматой бородой, в красном трико и накидке с языками пламени, Вода с огромным количеством длинных, струящихся косичек.
«Синюю птицу» и спустя сто с лишним лет отличает не только удивительная легкость, атмосфера детских снов и фантазии, но и глубокая, философская идея, заставляющая задуматься о проблемах человеческого существования. Именно таким, наверное, и должен быть спектакль-долгожитель для детей и взрослых.