Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

РЮИ БЛАЗ

02.04.2006

Премьерой романтической драмы Виктора Гюго "Рюи Блаз" Московский Художественный театр им. М.Горького вновь подтвердил репутацию театра, в котором со сцены говорят поэтическим языком о проблемах вечных, а потому актуальных, не опускаясь до "чернухи", до бытовизма и прочих "измов", якобы более понятных современному зрителю.

Однако, в нынешней премьере с радостью можно было увидеть традицию, ныне во многом забытую, старого русского поэтического театра, когда не только игра актеров, но и каждая деталь в оформлении, в костюме передавалась с исторической точностью.

Зритель, заполнивший огромный зал театра, буквально ахнул и зааплодировал, когда поднялся занавес, и мы увидели пространство испанского дворца в оформлении художника В.Серебровского и его обитателей в костюмах, детально разработанных художником В.Севрюковой.

С первого мгновения не покидало ощущение, что перед нами испанский двор и образы словно сошедшие с картин Веласкеса.

Но страсти, кипевшие на сцене, заставляли думать о современности, и в пламенных монологах Рюи Блаза (в этой роли ведущий актер театр Валентин Клементьев) ощущать дыхание нашего времени и созвучность настроениям зала, аплодисментами поддерживавших героя.

Итак, великая Испания, завоевавшая континенты, пол Европы, острова и океаны в конце ХУ11 века теряет свои позиции в мире. Причины? Может быть вина и в бездарном монархе, месяцами предающийся охоте на диких зверей и оставившего при дворе свою красавицу жену скучать и наблюдать беззакония придворных.

Но, пожалуй, главная причина - агония государства. Его верхушка - все эти графы и маркизы - в предчувствии, что все должно скоро рухнуть, не питая ни малейшей жалости к стране, стремятся как можно больше отхватить у государства. Расхищают все: ордена, звания, должности, деньги. И тут стоит сказать о великолепной динамичной мизанцене с участием "верхушки власти", которую можно было бы назвать "разборкой дележа". Честолюбие и алчность - вот что объединяет каждого из них, несмотря на внешнее различие.

В лице одного из них дона Саллюстия де Басана (эту роль великолепно играют Николай Пеньков и Виталий Закора) очаровательной, покинутой мужем, королеве Марии Нейбургской (в этой роли Елена Коробейникова) предстоит познать коварного врага. Он умен, хитер, развратен этот министр двора, на карьере которого королева поставила крест. Он вынужден удалиться в изгнание, но он не прощает, он изобретателельно готовит для королевы западню.

Вначале его выбор для мести падает на двоюродного брата - дона Цезаря де Басана. Этот удивительный образ, имеювший замечательных исполнителей в русском театре, в нынешней премьере играет Михаил Кабанов. И ему есть что играть - автор дал ему биографию, типичную для любого времени. В прошлом, видя полную ничтожность дворцовой жизни, юный Цезарь покидает двор и решает жить в веселье, пирах и мотовстве. Но он терпит крушение до того, как гибнет монархия.

От прежней роскоши остался только пепел. Он становится искателем приключений - романтиком, которому, порой, не чужды разбойничьи нравы. Он жил при дворе - оказался в толпе нищих. Он презирает своего брата дона Саллюстия - честолюбца, богатого и могущественного. Но, будучи по натуре добряком, смелым и прямодушным, отказываясь принимать участие в западне для королевы, он сам оказывается в западне дона Саллюстия. Ибо он запятнан внешне, но чист душой и для него понятие чести не пустой звук. Михаил Кабанов своим исполнением вносит живую, яркую краску в этот трагический спектакль. Ту же краску вносит и старейшая мхатовская актриса Любовь Пушкарева в роли Дуэньи. Актеры встречаются всего лишь в одном эпизоде, но их блистательный дуэт идет под несмолкаемые аплодисменты зала.

Стоит сказать и об актерском мастерстве В. Ровинского, виртуозно с комическим блеском исполнившего роль дона Гуритана, эдакова придворного Мольволио, безнадежно влюбленного в королеву.

Очаровательна Елена Коробейникова в роли королевы Марии. В ней столько обаяния, желания любить, покровительствовать, но ее героиня глубоко несчастна и как женщина, и как королева. Актриса тонко передает этот прилив царственного сострадания, а, может быть, и женского чувства к тем, кто стоит ниже ее. Она удивительно искренна и потому любовь ее героини к Рюи Блазу прочитывается, как прекрасное романтическое чувство. И потому, быть может, все любовные сцены в исполнении актрисы и ее партнера Валентина Клементьева лишены какой-либо фальши и искусственности.

Любовь к королеве - вот что движет Рюи Блазом, становясь пружиной драматического действия. Вначале он, человек из народа, слуга дона Саллюстия, наделенный пылким воображением, рад лишь видеть предмет своего обожания. И именно эта страсть помешала ему узнать истинные причины его хозяина преобразить его из лакея в дона Цезаря де Басана. Он не задумываясь, подписывает бумаги, ибо для него главное видеть свой кумир вблизи, а не карьера. Но, оказавшись у кормила власти, он стремится эту власть укрепить, выгнав алчных честолюбцев, что и приносит ему восхищение королевы.

Благополучные финалы бывают в комедиях или мелодрамах, но не в трагедиях... Современному московскому зрителю очень не хватало настоящей красивой трагедии, заставляющей пережить искреннее волнение, очищающее душу. Теперь такой спектакль появился во МХАТе им. М.Горького

Думается, не случаен выбор драмы Виктора Гюго для постанови в театре его художественным руководителем, выдающейся актрисой Татьяной Дорониной, которая ни раз в своем творчестве обращалась к романтическим образам, пленявших нас неизбывной чистотой, трагическим существованием своих героинь в мире лжи и лицемерия, отдававшихся чувству без оглядки. Может быть, и характер героя драмы Рюи Блаза в чем-то близок оказался самой творческой натуре Татьяны Васильевны.

Я думаю, что закономерно и приглашение на постановку Владимира Бейлиса, режиссера Малого театра. С той самой сцены, где в конце Х1Х века в роли Рюи Блаза блистал великий Александр Южин. Ведь именно эта роль актера вошла в историю русского театра и послужила нынешнему поколению мхатовцев своеобразным маяком, к которому следует стремиться. И им это удалось, с чем их и поздравляют зрители горячими аплодисментами.

Рекомендованные статьи
07.06.2006

Ловушка для троих

... Это надо всячески приветствовать: на сцене одного из лучших столичных театров зазвучала великолепная романтическая поэзия великого Виктора Гюго, обрела новую жизнь его вечно волнующая драма «Рюи Блаз».
01.04.2006

И лакеи любить умеют

Во МХАТе им. Горького прошла премьера драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз (Западня для королевы)». Постановка Владимира Бейлиса.