Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

РУССКИЙ ШЕКСПИР НА МХАТОВСКОЙ СЦЕНЕ

30.12.2015

На афише МХАТа имени Горького спектакль Владимира Бейлиса «Отелло уездного города» по пьесе Александра Николаевича Островского «Грех да беда на кого не живет». Александр Сергеевич Пушкин писал: «Лица, созданные Шекспиром, не суть как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». И Отелло у Шекспира – не просто ревнивец, как и герой Островского – Краснов, поверивший в силу любви и обманутый ею, это натура страстная и неоднозначная. Открылся знаменитый мхатовский занавес с «чайкой», и на сцене – вполне узнаваемая по многим постановкам пьес Островского декорация (художник – народный художник РФ Владимир Серебровский) с панорамой уездного города на заднике: часть улицы с аркой, с луковкой маленькой часовни, слева – бакалейная лавка «Лев Краснов», справа – захолустная гостиница. Поворот круга – и перед нами то комната в доме Краснова, то комната в гостинице.

Режиссер Владимир Бейлис много и успешно работает в Малом театре. Чем-то этот спектакль поначалу напомнил постановки родного режиссеру «Дома Островского», но в игре Александра Хатникова (Краснов) – какие-то неуловимые, истинно мхатовские, интонации: чувственность, неоднозначность и психологическая наполненность образа.

Сюжет пьесы довольно прост: петербургский франт с пустой душой и холодным сердцем Бабаев (Юрий Ракович) задержался по казенной надобности на несколько дней в уездном городке да от скуки решил затеять короткий роман со старой знакомой с пушкинским именем Татьяна (Наталья Медведева). Бедная девушка вышла замуж не по любви, а от безвыходности своего положения за лавочника Краснова, который искренно и глубоко её любит и старается добиться ответного чувства. Актер Александр Хатников не только относится с симпатией к своему герою, но и оправдывает его. Страстность и необузданность его характера идет от всепоглощающей любви. «Душа есть, а воспитания нету», – говорят о нем окружающие. Но это не совсем так. Неотесанности и грубости в его поведении очень мало. Изо всех сил он защищает жену от нападок своих родственников. Сестра Ульяна (Ольга Дубовицкая), её муж (Борис Бачурин) да и его больной брат Афоня (Максим Бойцов) – каждый со своей правдой, никто не принимает чуждую их семейному укладу женщину. Слепой старик Архип (н. а. России Владимир Ровинский) – еще одна замечательная актерская работа – говорит своему внуку: «Причина многих несчастий в том, что люди не могут укротить свое сердце». Укротить свое сердце здесь никто не сможет, это и приведет к греху – сначала измене, потом и к убийству.

Страсти на сцене разгораются действительно трагические, а бытописатель и знаток русской души Островский под стать Шекспиру – мастер в создании драматических ситуаций, целой галереи характеров, человеческих слабостей и пороков. И всё это на родной, отечественной почве. Татьяна, увлекшись пустым и случайным в её жизни человеком, обманывает действительно любящего и преданного мужа. Муки не только ревности, но и какой-то глобальной обиды от несправедливости устройства мира толкают Краснова на убийство обманувшей его женщины и самоубийство. Кстати, в пьесе Островского Краснов себя не убивает, но Краснов-Хатников жить дальше просто не сможет. Беда и двойной грех – «на кого не живет» – с кем не случается в минуту отчаяния и от невозможности прощения. «Что ты сделал? Кто тебе волю дал? Нешто она перед тобой одним виновата? Она прежде всего перед Богом виновата, а ты, гордый, самовольный человек, ты сам своим судом судить захотел. Не захотел ты подождать милосердного суда Божьего», – такими словами Архипа заканчивается спектакль. Спектакль, в котором страсти, такие понятные русскому сердцу, прибывали по нарастающей до страшной кровавой развязки, заканчивается призывом к милосердию.

Рекомендованные статьи
01.12.2015

Любовь на оголённом нерве

Газета "Слово" о премьере спектакля "Отелло уездного города"
24.11.2015

Уездный Отелло преподал урок милосердия

"Вечерняя Москва" о премьере спектакля "Отелло уездного города"
10.11.2015

Драма характеров, а не обстоятельств

"Вечерняя Москва" о спектакле "Отелло уездного города"