Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

Руслан Маликов, режиссер-постановщик

17.04.2019

– Как складывались ваши отношения с автором, с актерами, с командой?
– Когда мы с драматургом познакомились, было ощущение, что давно знаем друг друга. Точно так же произошло и с актерами. Исполнители включились в процесс. На репетициях каждый пытался максимально отдать часть себя своему герою. Актеры находили в своей роли много интересных тем и подводных камней, выявляли живую проблематику, работали на результат.
– Что нового открыл для вас спектакль?
– Для меня это не просто спектакль. Много вещей сложилось воедино. Я поймал себя на том, что открываю для себя какие-то банальные вещи. Настолько очевидные, что обычно ты их не замечаешь, а обнаружив заново, ощущаешь это как открытие. Речь идет о вечных истинах, которые вроде бы у других, у классиков, например, давно уже написаны, сформулированы. Но классики, тот же Чехов или Толстой, очень точно формулировали эти истины именно для своих современников. Но суть в том, что эти вечные истины нужно постоянно заново формулировать и открывать. И говорить от лица новых персонажей, которые эти истины проявляют по-новому и сами себя проявляют по-новому.
– В чем особенность персонажей пьесы «Последний герой»?
– Возникло такое новое явление – человек играющий. И раньше было место для игры: чеховские герои говорили одно, думали другое, делали третье. Были имиджи, запасные слова, прикрытия. Но это первый уровень игры. А сейчас мы живем в какой-то пост- постреальности, когда люди все отрефлексировали и сказали себе: игра – это в принципе неплохо, без игры невозможно существовать. И если раньше играющие люди каким-то образом выявлялись из общей массы, то сейчас с этим все гораздо сложнее. Потому что то, что можно назвать ложью, в одном случае может спасти тебе жизнь, в другом – стать актом творческого самовыражения.
– То есть раньше было разделение на людей играющих и неиграющих…
…а в новом поколении все записали себя в играющих. Все согласились с такими правилами. И все перепуталось. Но какое-то взвешивание все же происходит, и тогда приходится выбирать и определять, что это: игра или ложь, манипуляция... Скажем, поколение главного героя, старика – люди верующие. В Бога ли, в идеологию ли, в Союз, но верующие, считающие игру недостойной. По их мнению, жизнь надо жить, говорить, как оно есть. В пьесе сперва приходят люди играющие – реконструкторы. А за ними новая формация, я даже не знаю, как их назвать…
– Легионеры?
– Да. Они тоже играют.
– В чистильщиков, санитаров леса?
– Да. И при этом они верят, что делаю это искренне, они заняты поиском веры. Они отторгают от себя людей играющих, поколение своих отцов, не хотят мириться с ханжеством старших. Они ищут, чем им жить, во что им верить. Это тоже своего рода честность.
– Но это другая честность, чем у старика?
– Не знаю. Нет, наверное, все-таки другая. Да, конечно, другая. Есть понятие любви. Оно в советской идеологии напрямую не формулировалось, но зачатки были: коллективизм, помощь ближнему. А фашистская идеология совершенно точно построена не на любви. Но и с советской идеологией все сложно. Я недавно столкнулся с ее носителем. Я не знал, что возможна такая степень упертости. Мой педагог, умная женщина, с блестящим чувством юмора. Она говорит про прошлое: «Все было правильно». «Но если правильно, почему все распалось?» «Внешние враги, нас подтачивали изнутри». И говорит это умный человек, готовый посмеяться над многими своими заблуждениями.
– А герой спектакля оказывается другим?
– Главный герой в пьесе находит в себе силы пересмотреть какие-то принципиальные вещи. Что практически уже невозможно в определенном возрасте. Он признает, что не все было правильно: и в системе, и в нем самом. Потому что недолюбил. Я в жизни таких людей не встречал. Но в спектакле он есть. И я надеюсь, что и в жизни где-то – тоже.

Рекомендованные статьи
13.04.2019

Интервью артистки Л.В. Кузнецовой о премьерном спектакле «Последний герой»

Лидия Васильевна Кузнецова, актрисаС каким настроением Вы работаете над текстом? Видите ли, текст – это жанр, а жанр предполагает особое существование на сцене, переходящее иногда в желание…
18.04.2019

Алексей Щербаков, хореограф

– Какую роль в «Последнем герое» играет хореография? – Сейчас театр редко обходится без хореографии, это касается не только современных пьес, но и классики…
23.04.2019

«Вести»: МХАТ им. М. Горького выпустил «Последнего героя» из СССР

На сцене одного из самых традиционных театров Москвы – МХАТ им. М. Горького – было показано оригинальное и очень…
24.04.2019

«Psychologies»: «Последний герой» в МХАТ им. М. Горького

С новым художественным руководителем Эдуардом Бояковым МХАТ им. М. Горького взял курс на современную драму. События…