Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

«Российская газета»: Две «Синих птицы» для нового МХАТ. Бояков: «У нас в репертуаре есть спектакль, поставленный Станиславским»

29.03.2019

МХАТ им. М. Горького, куда в конце прошлого года был назначен новый худрук, известный театральный продюсер Эдуард Бояков, объявляет второй поход за знаменитой «Синей птицей», поставленной 111 лет назад самим Станиславским. В результате в МХАТ будут две «Синих птицы». О секретах этого проекта Эдуард Бояков рассказал «РГ».

«РГ»: Недавно получила от вас приглашение прийти в театр на философский клуб, чтобы поговорить о «Синей птице». Она у вас до сих пор в репертуаре.

Бояков: В репертуаре сохранился детский дневной спектакль. И он сделан… самим Станиславским, это его редакция. Это единственный в мировом театральном репертуаре спектакль, поставленный Станиславским.

«РГ»: Боже мой, эта нить не порвалась?

Бояков: Нет. Актриса Наталья Пирогова, которая когда-то играла в нем мальчишек-девчонок, сейчас играет Воду. А репетировала она, между прочим, с людьми, которые репетировали с учениками Станиславского. Это счастье, что мы успеваем ухватиться за эту нить. Хотя за все эти годы в «Синей птице» возникла некоторая ветхость – и материальная (в декорациях), и энергетическая. Так что нам предстоит с этим спектаклем большая работа.

«РГ»: Которая начинается с разговоров на философском клубе?

Бояков: Такую материальную – с потом, криками, железом, тканями – деятельность, как театр, надо сопровождать этическим и эстетическим осмыслением. Станиславский это точно делал, тем более что ему повезло с философами-современниками: Бердяев, Вячеслав Иванов… На первое заседание нашего клуба пришла профессура и МГУ, и Бауманки, и Святотихоновского университета. Пришел Фаусто Мальковати, критик Ла Скала, специалист по Достоевскому, Бродский у них в доме останавливался, посвятил Фаусто стихотворение «Иския в октябре». Было много и других интересных людей, потрясающий получился разговор: теплый и глубокий. Мы придумали этот клуб вместе с Алексеем Козыревым (Замдекана философского факультета МГУ – прим. ред.). Он, завзятый театрал, видел «Синюю птицу» пятилетним ребенком. И потрясение было огромным. Его до сих пор страстно волнуют вопросы: готовы ли мы сегодня доверять театру? Сохранил ли он ритуальный, мистериальный, сакральный характер своего действия? Обращается ли он к сокровенным свойствам как своей, так и нашей души?

«РГ»: То есть, может ли он быть своего рода антропологическим институтом?

Бояков: Да. Во времена Станиславского он им, безусловно, был. В своей знаменитой речи после читки «Синей птицы» Станиславский говорит, что эта пьеса – невероятно глубокое исследование человеческой души и природы. И предупреждает, что не надо видеть в ней «сказочку» и феерическую карнавальную штучку. Серебряный же век, несмотря на его противоречивую репутацию, на самом деле стремился пробиться к сути. Остановить механическую скуку, обновить и театр, и взгляд на человека. В России это все шло по «линии Чехова», которая в отличие от «линии Горького» и «передвижников», смотрела внутрь человека, больше внимания уделяла иррациональному, случайному. На «линии Чехова» были и Метерлинк, и Леонид Андреев, за которых Станиславского обвиняли в тумане и декадансе. Хотя в театре этот символистский декаданс проявился не в депрессивном, а в романтическом ключе. И сегодня, я уверен, нам стоит вслед за Станиславским начать в театре глубокий разговор о человеке, о гуманизме. Так что на философском клубе мы объявили новый поход за «Синей птицей». А в театре заявили, что восстанавливаем ее.

«РГ»: Как именно?

Бояков: Начинаем глубокую историческую работу с источниками, со стенограммами репетиций Станиславского, с аудиозаписями его учеников. Будем вести философские разговоры с профессурой, с Борисом Николаевичем Любимовым, отец которого переводил «Синюю птицу» в 70-х годах. Последняя редакция перевода Метерлинка сделана им, и это тоже непорванная нить. И в результате у нас будут две «Синих птицы». Детский спектакль про свет, надежду, поиск мы сохраняем. Уберем только его ветхость, не трогая главные режиссерские решения Станиславского. А вот во «взрослом спектакле» мы уже не сможем обеспечить аутентичность. Поставленный в 1908 году, спектакль шел 4 с лишним часа. Свидетельств о нем – меньше, чем о «детской редакции», поэтому вечерний спектакль станет относительно самостоятельным высказыванием. Игра актеров, ритм, конечно, будут современными. Мы не будем специально привносить какие-то современные словечки или намеки. Это примерно, как Вихарев ставил «Спящую красавицу» в Мариинке, воскрешая Петипа.

«РГ»: То есть вы не станете воссоздавать спектакль, как Фокин – мейерхольдовский «Маскарад»?

Бояков: Фокинский «Маскарад» мне все-таки кажется не столько реконструкцией, сколько игрой с источником. Мы же для начала хотим предельно всмотреться в то, что и зачем сделал Станиславский в 1908 году. Зачем он, вернувшись после первой русской революции (МХАТ всегда реагировал на революции длинными зарубежными гастролями) придумывает самый великолепный и богатый спектакль за всю историю своего театра? Все было великолепно даже в техническом плане, недаром Савва Морозов не просто спонсировал строительство театра, но и уговорил Станиславского в свое время назначить его руководителем электротехнического цеха.

«РГ»: Цеха спецэффектов, как сказали бы сегодня.

Бояков:Именно так. В 1908 году МХАТ было 10 лет, а для театра это возраст кризиса. Из этого кризиса Станиславский очень надеялся выйти к надежде. Что такие революции больше не повторятся. Что мировой войны не будет. Хотя бы потому, что есть вот такой опыт внутреннего преодоления трагедий, как в «Синей птице». Критика – и большевики, и либералы – не приняла спектакль. Мне кажется, это был первый пример сознательной медиа – кампании против художника. Станиславскому говорили: «Ты, конечно, прекрасен, но, пожалуйста, туда не ходи. Давай лучше в сторону "На дне" Горького».

Александр Шансков, «Российская газета», 28 марта 2019

Видеосюжет о проекте «Синяя птица» с участием Э.В. Боякова и заслуженной артистки России Н.Ю. Пироговой можно посмотреть по ссылке.

Рекомендованные статьи
02.12.2010

«Синяя птица» сто лет спустя

     «Синяя птица» - легендарный спектакль XX века, который по праву может быть зане­сен в Книгу рекордов Гиннесса. 13 октября 1908 года на сцене Московского Художествен­ного театра состоялась…
15.06.2010

Уж целый век мы длинной вереницей...

ДАТАЛегендарному мхатовскому спектаклю – 100 лет 13 октября 1908 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера пьесы выдающегося бельгийского драматурга Мориса Метерлинка…
09.04.2019

«Синяя птица» Романа Снегура

Роман Снегур – сын замечательного художника-абстракциониста, белютинца Игоря Снегура, который в 1966 году, в Туле, ввел цветомузыку и пантомиму в спектакле «След…
09.04.2019

Камень-шишка-нос

«Вся синяя птица» – не единственный синий герой сказки Метерлинка. Прежде, чем отправиться за синей птицей, Тильтиль и Митиль встретят фею Берилюну, имя которой может вполне…