Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

«Правда»: Надо жить и творить! Юбилейный вечер, посвященный 120-летию МХАТ им. М. Горького

06.11.2018
Любите ли вы театр? Если бы этот вопрос, некогда прозвучавший в прозаической элегии Белинского «Литературные мечтания», задали всем тем, кто 27 октября спешил попасть в величественное московское здание на Тверском бульваре, 22, то в утвердительном ответе сомневаться не приходилось, особенно если бы спрашивающий уточнил, что речь идет о МХАТ имени М. Горького. И это неудивительно: ведь знаменитый столичный храм искусства, с размахом отметивший в субботу свое 120-летие, невозможно не любить — за приверженность основным принципам русского театра, за верность гражданскому долгу, за яркие постановки, не теряющие актуальности на протяжении длительного времени, за трепетное отношение к классике, не допускающее опошления и искажения смысла произведений великих драматургов, коверканья текста и характеров героев.

За долгую историю существования один из ведущих театров России, созданный Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1898 году, не омрачил славы своих основоположников, не растратил, а умножил творческое богатство, накопленное поколениями выдающихся артистов. Он по-прежнему остается носителем высокой эстетики и нравственности, являя пример бескорыстного служения прекрасному.

Юбилей МХАТ по праву вошел в разряд важнейших событий общественной жизни не только Москвы, но и всей страны, что не преминул отметить министр культуры РФ Владимир Мединский, выступивший в начале праздничного вечера. Поздравляя прославленную труппу со знаменательной датой, он подчеркнул, что, оставаясь преданным заветам Станиславского и Немировича-Данченко, творческий коллектив развивает и углубляет классические академические традиции, заложенные легендарными основателями МХАТ. Театр устоял во время перестроечных бурь, выжил в «лихие 90-е» и продолжает в наши дни «сеять разумное, доброе, вечное». Все это во многом благодаря заслугам и усилиям бессменного на протяжении более 30 лет руководителя МХАТ — народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной.

Художественная часть прошедшего с аншлагом семичасового торжества открылась фрагментом из первого акта пьесы Чехова «Три сестры», одной из знаковых МХАТовских постановок, осуществленной Владимиром Немировичем-Данченко в 1940 году. Выбор произведения для юбилея отнюдь не случаен: «Три сестры» — своего рода визитная карточка театра. С этого программного драматургического шедевра началась и летопись МХАТ под управлением Татьяны Дорониной, выступившей режиссером по восстановлению. Задействовав в спектакле цвет труппы, великая русская актриса сохранила в гениальной постановке как чеховскую интерпретацию ролей, так и историческое художественное оформление.

«Героев нельзя делать антигероями и наоборот: это преступление против закона драматического театра», — отметила Татьяна Васильевна, обратившись с приветственным словом к зрителям по окончании представления. Размышляя о театральном искусстве, деле всей своей жизни, легенда сцены и муза МХАТ отметила, что его задача — учить культуре, нравственности, восторгу перед миром, пониманию красоты и добра, чувствовать которые нужно всем сердцем. Рассказывая о более чем вековой истории детища Станиславского и Немировича-Данченко, выдающаяся артистка с особой болью вспоминала ее черные главы: раздел МХАТ в 1987 году на «горьковский» и «чеховский», нанесший удар по самому понятию художественного театра.

Но, вооружившись девизом «Надо жить!», прозвучавшим в «Трех сестрах», одной из нескольких постановок, «милостиво» оставленных Олегом Ефремовым для МХАТ имени М. Горького, Татьяна Доронина вместе с труппой, избравшей ее своим руководителем, всего за несколько лет вывела театр, практически лишенный репертуара, на лидирующие позиции, сохранив его главное достояние — народный дух. А потому МХАТовцы с Тверского бульвара заслуженно считают себя правопреемниками Московского Художественного театра.

По мнению Народной артистки СССР, гражданский долг любого храма искусств — протестовать против скверны, обмана и пошлости. Подлинный театр — театр реализма, совести и правды — не должен служить обогащению отдельных бездарных личностей, в нем нет места актерам-коммерсантам.

Татьяна Васильевна процитировала слова Пушкина, считавшего драматическое искусство самым сложным из сценических, поскольку в нем лицедей выступает одновременно и как инструмент, и как исполнитель. Сегодня, когда потеряна вера друг в друга, кругом царят обман и недоверие, театр — учитель добра, нравственности, духовности и культуры — должен помогать уходить от негатива. Задача артиста — не красоваться на подмостках и выбегать на аплодисменты, а работать для зрителя с полной самоотдачей.

В своем обширном выступлении легенда отечественной сцены и кинематографа подробно осветила этапы формирования МХАТовского репертуара после трагического раскола, остановившись на наиболее значительных спектаклях по произведениям Островского, Достоевского, Булгакова, Чехова, Горького, Шекспира, Уильямса, Кальдерона, Вампилова, Распутина, Полякова, Малягина, Симонова, с успехом шедших и продолжающих идти на МХАТовских подмостках. Театр обращается и к творениям современных российских авторов, но только при условии, что в них нет пошлости, похабщины и ненормативной лексики.

По мнению актрисы, серьезное и разнообразное «меню» МХАТ имени М. Горького — наглядный результат тяжелой и упорной работы коллектива, который, один из немногих в столице, уделяет огромное внимание классике и не забывает о юбилеях великих драматургов, особенно русских, приурочивая к их круглым датам новые постановки.

Татьяна Васильевна посетовала на то, что власти не слишком балуют МХАТовцев наградами и званиями. Так, многие ведущие актеры труппы до сих пор не оценены по достоинству. Речь, в частности, шла о Елене Коробейниковой, исполнительнице главных ролей в целом ряде спектаклей, и об Александре Титоренко.

Первое отделение юбилейного вечера завершилось финальными сценами из шекспировского «Гамлета», экспрессивной постановки талантливого режиссера Валерия Беляковича, долгие годы плодотворно сотрудничавшего с храмом искусства на Тверском бульваре.

Вторая часть торжеств открылась актерским парадом: прошествовав через зрительный зал, на сцене собрались все артисты труппы, одетые в костюмы из «Полоумного Журдена», «Комедиантов господина…», «Западни для королевы», «Школы злословия», «Отцов и детей», «Русского водевиля» и других наиболее популярных МХАТовских спектаклей. А далее творческий коллектив во главе с неподражаемой Татьяной Дорониной принимал теплые поздравления от своих многочисленных друзей и поклонников. Были зачитаны приветствия от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, президента Белоруссии Александра Лукашенко, представителей парламентских фракций Госдумы РФ.

Весь вечер на сцене царили шутки и веселье, музыка и танцы. «МХАТ — это достояние России, он жив и будет жить всегда» — хором пели представители Следственного комитета РФ, приехавшие чествовать знаменитый театр вместе со своим председателем Александром Бастрыкиным.

Дань уважения МХАТ отдали студенты Щепкинского училища и Московской консерватории, артисты ЦДРИ, театров «Сфера», «Глас» и Романа Виктюка.

О любви к Татьяне Дорониной и ее храму искусств — одному из самых востребованных в стране — говорили и художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин, и глава Федерального казначейства РФ Роман Артюхин, и заслуженный врач России Владимир Шичанин, и председатель редакционного совета «Литературной газеты» писатель Юрий Поляков, заявивший, что счастлив быть драматургом, чьи пьесы не сходят со МХАТовской сцены. «Сберечь театр на сквозняках эпохи — это творческий подвиг великой русской актрисы Татьяны Дорониной, сумевшей остаться верной заветам Станиславского и Немировича-Данченко. Настоящий МХАТ — именно здесь, на Тверском бульваре, а не в Камергерском переулке», — подчеркнул автор «Контрольного выстрела», «Как боги», «Грибного царя», «Особняка на Рублевке», с аншлагом идущих в театре-юбиляре.

МХАТ поздравили обозреватель газеты «Правда» Виктор Кожемяко и ее главный редактор Борис Комоцкий, подчеркнувший: «Суть театра — его дух. Под руководством Татьяны Дорониной храм искусства на Тверском бульваре, 22, сумел сохранить именно МХАТовский дух правды и честности». К сожалению, добавил журналист, власть не любит ни того ни другого, а посему неудивительно, что министерство культуры не осыпает артистов труппы наградами и званиями.

Под занавес торжеств с пожеланиями МХАТ долголетия, процветания и новых творческих успехов выступили представители других СМИ: газеты «Слово», журналов «Театрал» и «Аргументы недели».

Е. Морозова, газета «Правда», 30–31 октября 2018 г.

Рекомендованные статьи
30.10.2018

«Правда»: Высокий полет чеховской Чайки и горьковского Буревестника

Все ли понимают, что это событие имеет огромное значение не только для нашей страны, но и для мира в целом? Два великих рыцаря русского искусства – Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, встретившись 120 лет назад, создали театр, чье влияние оказалось поистине планетарным: Московский Художественно-общедоступный.
09.11.2018

«Слово»: МХАТ им. М. Горького: 120 лет служения

27 октября МХАТ им. М. Горького отмечал славную дату – 120-летие создания Москоского Художественно-общедоступного театра, основанного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Первой постановкой стала трагедия «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого. Новый театр, как выяснилось очень скоро, открыл новую эпоху в театральной истории России.