Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Правда для Марии ("Деловой вторник" 17.12.2010)

19.01.2011

    Новый спектакль МХАТ имени М. ГОРЬКОГО представляют два классика – ТАТЬЯНА ДОРОНИНА И ВАЛЕНТИН РАСПУТИН

    Горьковский МХАТ поставил самую первую повесть В. Г. Распутина «Деньги для Марии» (1967 г.) – про то, как не самая крутая «бизнесменша» в деревне, завмагМария, попала в беду – ревизия насчитала 1000 рублей недостачи. Сроку ей отвели тридня: или она соберет эту сумму, или сядет в тюрьму.

    Казалось бы, ничего нового…

    Но прошли годы – нет, целая жизнь прошла! – и окончательно стало ясно, что небольшие повести Распутина настолько значимысвоими прямыми и косвенными последствиями, чтовремяделает их еще сильнее.

    К распутинским «Деньгам для Марии» ближе разве что «Бешеные деньги» Островского, такие же безумные «бабки» меньшинства и повальная нищета другой, настоящей России.

    РежиссёрАлександр Дмитриев прикинул,а сколько же это сегодня будет – несчастная тысяча руб. недостачи, и труппа ужаснулась! Оказывается, найти сегодня примерно миллион«деревянных» – примерный эквивалент «денег для Марии» - так же трудно, как и в далёком67-м.

Рассказывает Валентин Распутин:

    – Конечно, я смотрел спектакли с этим названиеммножество раз, в том числе в Иркутске. И я привык, что актеры дают тот самый образ, который уже сложился. Это непременно люди из деревни. Это непременно люди, которые должны страдать. Да и как тут не страдать? И вот сегодня я увидел то, что удивило. Удивило, что это никакие не деревенские, а, в общем-то, нормальные совершенно… (Распутин смеётся). Я смотрю на актрису, играющую Марию(заслуженная артистка Россия Татьяна Шалковская. – авт.) – никакая она не деревенская. Сначала подумал: надо было хоть немножко сделать её деревенской. Потом полегчало: ради чего? Она и так хороша.Да и другие лица тоже недеревенские. Вначале этонемножко покоробило, что ли, а потом подумалось - а зачем? Если деревенская какая-то вещь, зачем делать деревенские лица?

    Сколько я ни смотрел спектаклей, – она, Мария,больше плачет. Конечно, боится. Уходит со сцены – плачет. Потом возвращается – тоже плачет. А МХАТовская героиняне плачет. Она даже улыбается. Но улыбается к месту. И не деревенская, и не пугается того, что есть. Она не даёт себе волю на слезы, на причитания постоянные, а я ведь к этому, было,привык. И сегодня мне это понравилось. Это то,что нужно делать.

Смотрел идумал: акак вы будете выходить из положения?Не захотите ли вы что-нибудь добавить?Довольно смелый спектакль.Есть перемены в тексте, которые меня не смущают. А вы сделали это впервые, хотя это нужно было сделать и раньше.

    Вы меня немножко поучили здесь. Но я не в обиде...

    Татьяна Доронинаговорит об артистах, как о самых любимых людях. Знакомый голос, знаменитое доронинское придыхание. И совершенно небывалое по нынешним временам восторженное отношение, в общем-то, к молодой труппе.А ведь Татьяна Васильевна всегда была далека от дешёвой комплиментарности.Она - суровый и честный критик происходящего сегодня в стране. Её позиция практически неизвестна народу. Еёспектакли замалчиваются. Хотя «доронинский» МХАТделает то, что может и должен делать настоящий театр: МХАТ несёт свой крест, несёт свет и правду.

    – Существование в психологической драме – это самое трудное в драматическом спектакле вообще, и ещё труднее в то время, когда психологическая драма уничтожается, как жанр,и великолепные произведения русской классики переносятся в жанр фарса, - сердито говоритТатьяна Васильевна. - Их много, этих безобразных вариантов, и они появляются постоянно. И всё время думаешь: когда же закончится беспредел и возникнут пусть хоть какие-то границы, за которыми будет понимание, что этого нельзя. Нельзя коверкать сюжет, нельзя дописывать и переставлять текст,играть действующих лиц, не соответствующих предназначению, которое определил им автор.

    Грубость исполнения и безвкусица неприемлемы даже в фарсе. После просмотра подобных спектаклей я прихожу в отчаяние. Но молодые актеры могут поверить в подобное действо как в знак успеха, потому что это провозглашается и транслируется по телевидению. Вам как будто говорят: пьеса написана в позапрошлом веке, а посмотрите, что мы с ней можем сделать: добавим современные куплеты, написанные бездарно и так же бездарно исполняющиеся. И тогда мне становится страшно за наших актеров, молодых и недавно пришедших.

    Но вот – «Деньги для Марии». Тема трагедии страны и народа. И это нужно чувствовать. И то, что сегодняшние исполнители понимают это, благодаря не только своей природе, потому что они произросли из этих бед и этих потерь, и то, куда ведет их Саша Дмитриев, и какая работа стоит за этим, чтобы на этом высочайшем уровне удержаться…

    Искренность всегда работаетна сцене. Искренность – это главное условие. Если её нет - не выходи на сцену или иди туда, где можно существовать условно, безобразно и распущенно.

    Деньги для Марии, своей жены, ищет Кузьма– заслуженный артист России Борис Бачурин, выпускник ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова).Доронина убеждена, чтоБачурин «воплотил необыкновенную интенсивность и страстность этого героя.Изумительное, совершеннооткрытое и замечательное лицо!Это лицо определяет позитивные качества народа. Может, поэтому Бориса так мало снимают в сегодняшнем кино.

    Мощный, открытый и всё-таки весёлый дед Гордей – его играет народный артист Геннадий Кочкожаров. Страшна и узнаваема новая кулачиха Степанида в исполнении Лидии Кузнецовой – она смело работает на негатив. А немножко сбоку, но уже далеко впередиот вчерашней Степаниды, притулилось наше будущее - её племянница Галька –характерная работа Альбина Чайкиной.

    Или вот ещё два характера: неизменный в таких постановках председатель колхоза (Алексей Шедько) и его секретарша (Кристина Пробст). Сколько мы видели таких ролей и столько же видели в них неправды. Даже ульяновский «Председатель» - и тот, бывало,не находил слов, и тогда его мать-перемать в кино «запикивали», как это делается сегодня сплошь и рядом. МХАТовский же председатель находит не только слова, но и делает то, что человек должен делать – он ТВОРИТ ДОБРО. Сегодня это такая фантастика и небывальщина, что кажется немыслимым, но, тем не менее, это правда. Та самая правда МХАТа, которая, в конечном счёте, живёт и побеждает. Как бы патетично это ни звучало.

    – Это третий успешный спектакль Саши Дмитриева, но он всего-навсего третий, – улыбается Доронина. - Этот спектакль дорого обошелсярежиссеру - две недели отлёживался… Нужно иметь мужество так работать, как он… Заслуживает глубокого уважения степень постижения автора и его произведения. Режиссер исполнен не только уважения к автору, но и любви.Беспредельность искренности и боль является главной чертой исамого Валентина Григорьевича, и нашего Саши.

    – И за это следует выпить! – предлагает собравшимся после спектакля Татьяна Васильевна Доронина, народная артистка СССР и просто всенародная любимица...Она даёт тайный знак, и МХАТ откликается троекратным «Ура!».

Рекомендованные статьи
28.01.2011

"Испытание совести"

Первая повесть Валентина Распутина ещё насущнее зазвучала ныне в постановке МХАТ имени М. Горького. Без денег, конечно, человеку не дано прожить. Однако они могут и убить его. Заглушив или даже вовсе…
21.01.2011

"Деньги для Марии"

Гаснет свет. Из темноты в лучах прожектора выступает образ Девы Марии. Потрескавшаяся от времени икона расположена прямо над сценой. Затем пространство осветится, и покажется незамысло­ватая бытовая…
19.01.2011

"Неустаревающая притча"

    Спектакль по повести В. Распутина «Деньги для Марии» в МХАТ им. М. Горького    Написанная ровно сорок лет назад повесть нашего современника Валентина Распутина «Деньги для Марии» не потеряла…
14.12.2010

«Солнце над Россией отменить нельзя, Бога в ссылку не отправить»

В МХАТ им. М. Горького премьера. Александр Дмитриев поставил спектакль по инсценировке повести Валентина Григорьевича Распутина «Деньги для Марии». Главные роли исполнили ведущие актеры МХАТ им. М…