Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Переиграть судьбу

01.04.2002

Пьеса английского драматурга Алана Эйкбурна «Дверь в смежную комнату» определена по жанру как комедийный триллер. Сочетание само по себе, вероятно, отпугивающее, потому что «Дверь в смежную комнату» ставят крайне редко, несмотря на то, что описанные в ней события и характеры для театра очень привлекательны.

Владимир Драгунов поставил «Дверь в смежную комнату» в МХАТе им.М.Горького и сделал спектакль интересный, прежде всего, своеобразным скрещением жанров. Это, в сущности, не комедийный триллер, а лирическое (хотя порой и мистическое) повествование о том, как важно вовремя попасть в некий зазор между пространством и временем, образовавшийся по иронии судьбы в бывшей гостиничной кладовой. И тогда можно изменить судьбу, определить будущее.

У режиссера достает иронии; последнее явление, датированное июлем 2014 года, лишено мелодраматического оттенка, намеки на который есть в тексте пьесы. Феба (Ю.Зыкова), превратившаяся из проститутки садо-мазохистской специализации в добродетельную мать семейства, воспитанную недавно умершей Руэллой (Л. Матасова играет с блеском, точно реагируя на все сюжетные повороты, увлеченно и сильно), не умильно-спокойна, а, скорее, растеряна. Ведь так стремительно изменившаяся судьба еще вовсе не означает счастья. Счастливы ли стали все они, персонажи спектакля, после того, как в результате сговора трех женщин злодей Джулиан (П.Ульянов) был дважды убит?

Пьеса А.Эйкбурна построена на совершенно невероятных событиях, что дает режиссеру счастливую возможность играть пространством, словно и не играя им. В лондонском отеле, в одном номере, занимаемом на протяжении едва ли не всей жизни Рисом (В.Зикора), не меняется ничего, кроме его жен - ради процветания фирмы его компаньон Джулиан убивает и юную, наивную Джессику (Л.Цибульникова), и Руэллу. Если бы не прыткость Фебы, приглашенной Рисом для того, чтобы подписать его признания в совершенных злодеяниях, все так и осталось бы. Но, неожиданно попав в загадочное пространство, переносящее персонажей во времени ровно на 20 лет назад, Феба узнает всю историю убийств жен Риса. Она уговаривает Руэллу изменить события, точно зная, что должно произойти.. Руэлла возвращается в прошлое своего мужа, в его первую брачную ночь с Джессикой, и изменяет все — Джессика остается жива и разводится с Рисом, сама Руэлла избегает гибели, а подлый Джулиан оказывается дважды убитым женщинами, борющимися за жизнь... Разумеется, в пересказе все это выглядит довольно бредово, но спектакль Владимира Драгунова, с изысканным вкусом оформленный В.Серебровским, композитором В.Соколовым и художником по костюмам В.Севрюковой завораживает атмосферой Сбывшегося - согласитесь, на редкость манящей всех, независимо от того, как сложилась реальная жизнь. Всем памятна фраза Александра Грина о Несбывшемся, которое зовет нас. Но Владимир Драгунов настаивает на том, что Сбывшееся обладает тревожной магией, той вариативностью, которая никогда не позволяет довольствоваться тем, что случилось, сбылось. Тяга к тому, что могло бы быть, если бы...
— неизменно приправлена горьковатым привкусом. Владимир Драгунов и артисты труппы МХАТа им.М.Горького сделали спектакль, который зрители смотрят с неослабевающим напряжением: сначала вникают в интригу, потом смеются, потом задумываются. И, наверное, каждый уходит в надежде, что где-то она существует, эта дверь в смежную комнату, способная переиграть судьбу. Только вот где и как искать её?..

Рекомендованные статьи
24.04.2002

Играем триллер

Пьеса современного английского драматурга, кажется, перенасыщена метаморфозами, фантастическими превращениями, однако не утрачивает и картину вполне возможного состояния жизни, если она будет развиваться по нынешним сценариям, главенствующим в мире.