Отчизны сын ("Экономическая и философская газета", №26, июль 2010 г.)
Отчизны сын ("Экономическая и философская газета", №26, июль 2010 г.)
Отчизны сын
21 июня 1910 года родился Александр Трифонович Твардовский, великий русский и советский поэт, чей бесспорный стихотворный дар признавался даже далеко за рубежом.
Не касаясь техники стихосложения, которой он владел в совершенстве, следует вспомнить, что его поэтический и литературный язык был сочным, ярким, настолько, что главный его герой «Василий Тёркин» воспринимался не обобщённым литературным образом, а конкретным русским человеком и солдатом одной роты или одного полка, с которым довелось служить многим из нас.
Во всём этом посчастливилось убедиться зрителям, пришедшим во МХАТ им. Горького на юбилейный вечер, посвящённый 100-летию поэта, который состоялся в последнее воскресенье июня.
В начале прозвучал пролог, состоящий из биографических данных и лучших его стихов. А затем был разыгран спектакль «Тёркин - жив и будет» в постановке Народной артистки СССР и художественного руководителя театра Татьяны Васильевны Дорониной.
По тому, как добротно был сделан спектакль, становилось ясно, что А.Т. Твардовский-любимейший поэт советской поры у самой Татьяны Васильевны. Хотя я знаю и помню, что она исполняла на сцене стихи и песни разных поэтов. Но в отношении к Твардовскому чувствовался особенный трепет. Не ошибусь, если скажу, что это заметили и почувствовали многие. И даже когда на интермедийную падугу был приспущен портрет Верховного Главнокомандующего, зал воспринял это как органичную часть общей, аскетичнойи достаточно условной декорации.
Возвращаясь к самому автору уместно вспомнить, что Александр Трифонович Твардовский был первооткрывателем литературного дара А. Солженицына, опубликовав его «Ивана Денисовича» на страницах журнала «Новый мир». Из этого факта не следует делать выводы, что редактор был диссидентствующим литератором. Твардовский был всегда Твардовским. То есть самим собой. Никогда не держал фиги в кармане по примеру В.Некрасова или В. Астафьева. Не надо забывать, что в 1939 году, это в двадцать-то девять лет (!!!), Александр Трифонович был награждён орденом Ленина за поэму «Страна Муравия». Тогда он сразу и навсегда понял верность избранного им творческого алгоритма, всегда следовал ему и ни на четверть градуса не отклонялся от него. Для примера достаточно взять одну лишь его строфу:
Мнедорогмирбольшой и трудный,
Я в нём - моей отчизны сын.
Я полон с ней мечтою чудной –
Дойти до избранных вершин.
Конечно, Твардовский тяжело воспринимал репрессии, ведь они коснулись непосредственно его близких.
Но он верил, что социализм здесь ни при чём, за каждой ошибкой последует исправление, и это действительно произошло. Ошибки, перекосы были и есть. Сейчас их ничуть не меньше, если не больше. Все власти и режимы вольно или невольно сами порождали диссидентов. Да, с поэтом случился надлом, после XX съезда КПСС, но его следует отнести не к стилю руководства Сталина, а к совершенно излишним шагам в известном направлении тогдашнего генсека Никиты Хрущёва, который из кожи лез, чтобы обелить себя и очернить своего недавнего патрона. Хотя сам в 1938 году плакался в письме боссу, почему ему не дают репрессировать нужное ему количество граждан. Хрущёв был палачом, ничуть не менее Берии.
Очередной надлом с Твардовским произошёл уже после того, как Хрущёв, сам восхитившийся Солженицыным, вскоре сам же назначил его врагом. Такие зигзаги, увы, не способствовали продлению жизни поэта. И стоит ли удивляться, что в 1971 году он покинул этот полный противоречий мир. Но ушёл не сломленным до конца, а верным общему курсу, которым шла страна и в котором он не усомнился ни на секунду.
Если бы сам Александр Трифонович не стал к концу войны полковником Советской Армии, он наверняка был бы тем самым Василием Тёркиным. То есть таким вот русским солдатом, терпеливым, находчивым, умелым, никогда не унывающим, кавалером всех мыслимых солдатских наград. И в этом у меня лично нет никаких сомнений.
Сдаётся мне, что в единомышленниках у меня был целый зал МХАТа. Ведь не случайно по окончании спектакля публика стоя долго аплодировала создателям спектакля и самому автору великого творения.
Слава А.Т.Твардовскому! Спасибо Т.В. Дорониной!
Георгий Иванович БУРЦЕВ