Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

От шутейной интриги до страстного романа, или Смотрим Островского

25.12.2014

Давно ли вы, уважаемые читатели, имели удовольствие наслаждаться Островским – да-да, я имею в виду нашего великого драматурга Александра Николаевича? Думаю, что нет. В классической постановке увидеть его блистательные пьесы сегодня непросто – ставят его, конечно, время от времени, но по-новому, без должного усердия и понимания его непревзойденного драматургического материала. Вот, например, буквально несколько дней назад в театре имени Пушкина состоялась премьера «Доходного места» (режиссер Роман Самгин). Сложно это, однако, назвать полноценной интерпретацией пьесы Островского. Фарс, пародия, хотя и не лишенная некоторых интересных моментов: отчасти любопытна сценография, отдельные музыкальные фрагменты… Но в целом после спектакля испытываешь тягостное ощущение большой потери: нет, не Островский это, а всего лишь насмешка над ним.

Совсем другое дело – «Дикарка» во МХАТ им. М. Горького. Высокий профессиональный уровень всегда отличал постановки Татьяны Дорониной. Но в этом случае он оказался сверх всяческих похвал. Прежде всего – это потрясающие своей красотой декорации: яркие, объемные, завораживающие своей реалистичностью. Ну и не удивительно: у Народного художника РФ В.Г. Серебровского отменное художественное чутье. Вот уж где можно говорить о настоящей классической театральной живописи, которую сегодня, к великому сожалению, увидеть можно довольно редко. Невольно вспоминаешь Васнецова, Билибина, Коровина… которые создавали для сцены настоящие шедевры!
Отменные костюмы (Заслуженный художник РФ Е.Ф. Качелаева) – роскошные, изысканные, многоговорящие – один гардероб Ашметьева чего стоит! Хореография впечатляет не менее – П.С. Казьмирук постарался на славу.
Игра же актеров превыше всяческих похвал! Блистательный Титоренко в роли Ашметьева, появляющийся в самый первый момент в спортивном трико и в боксерских перчатках – просто восхитителен! Его костюмы и манеры парижанина (он почти постоянно проживает за границей) лучшего тона! «Я – скучающий россиянин…» томно говорит он, а сам – прыг-прыг, прыг-прыг…
Совершенно обворожительна и Варя, в которую очень удачно перевоплощается Елена Коробейникова: образ получился страстным, азартным, удивительно реалистичным – ее энергия так и бьет через край, так и выплескивается на зрителя, заставляя сидящих в зале переживать самые чудные мгновения своей молодости. Она – сама экспрессия! Яркий румянец, алые губы, коса до пояса – этакий молодой бесенок! «Ой, Маруся, отдадут меня за него!» — интонирует она свое недовольство намерением отца выдать ее замуж за «птицу» («У, птица противная!» – твердит). А как хорош Дахненко в роли Вершинского («Жизнь – коротка, планы – велики») – чопорный, высокомерный, претенциозный – недаром Варя называет его «птицей»! Я бы даже сказала так: журавель, настоящий журавель – на двух тоненьких ножках-палочках, в узком сюртучке на аглицкий манер, в очках и в кепи-жокейке. Не менее впечатляющи и другие герои. Например, Зубарев, которого превосходно играет Народный артист РФ В.Л. Ровинский.
А какова музыкальная канва спектакля (музыкальное оформление В.С. Соколова)! Русские песни и романсы (по-моему, в исполнении Евгении Смольяниновой) удивительным образом обрамляет этот драматический шедевр. Да и сама Варя играет на гитаре и поет. И как поет!
И все это вместе взятое создает поистине русский театральный шедевр, который еще долго будоражит сознание своей исключительной гармонией, своей особой русскостью, нежностью и любовью. А сюжет в общем-то нехитрый: суть истории заключается в том, как шутейная интрига оборачивается страстным романом скучающего барина с очаровательной «барышней-дикаркой».
И хочется вновь и вновь повторять: что может быть лучше хорошей русской пьесы на высокопрофессиональной русской сцене? И снова и снова отвечаешь: ничего!

Ольга Русецкая, «Московский литератор», декабрь 2014 года