Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Одна из нас

15.07.1997

Наше телевидение наконец-то сделало зрителям подарок! Два прекрасных фильма с участием Татьяны Васильевны Дорониной — «Три тополя на Плющихе» и «Мачеха». Но еще более прекрасным было то, что после фильма «Мачеха» в серии «Жизнь замечательных людей» была показана передача о народной артистке СССР Т.В.Дорониной.

Не все кумиры театра и кино шестидесятых и семидесятых годов появляются на телеэкранах в прямой встрече со зрителями. Мы не знаем их мыслей о сегодняшнем театре, не слышим их взглядов о нравственной позиции актера в нынешних условиях.

Даже во время юбилея Театра имени Евг. Вахтангова, кроме официальных, юбилейных и, судя по времени показа, сильно урезанных передач, мы не смогли встретиться в живом эфире ни с В.С.Лановым, ни с Ю.К.Борисовой. Почти исчезли с экрана многие актеры МХАТа. Ни разу за это время не видела передачи с участием О.Н.Ефремова.
Насовсем покинула сцену и нашла смысл жизни в служении православной религии великолепная актриса Екатерина Сергеевна Васильева. Об этом очень непонятно писали, но как хотелось бы услышать от нее самой, почему спасение души она видит сейчас для себя только в служении Богу. И что же делать в это смутное время нам, грешным, желающим растить хлеб, добывать уголь, заниматься наукой, поднимать в небо самолеты и космические корабли. Ведь именно это является смыслом и главной нашей любовью к жизни. Но телевидение не откликнулось на эту проблему.

Ушла из жизни великолепная актриса Т.Макарова, жена гениального режиссера С.А.Герасимова. В новостях коротко показали отпевание в церкви. И ни одной передачи о ней. А ведь это целая эпоха нашей культуры.
Я примерно знаю, как ответят на эти мои вопросы представители телевидения. Они скажут, что время идет, и теперь у нас в результате полученной свободы очень много показывают талантливой молодежи и много новых передач и прежние кумиры вряд ли скажут что-то новое. Теперь у нас свобода и демократия.
Да, свободу и демократию надо всячески приветствовать, и я за это. Но все же остается огромный вопрос. Почему тогда, когда, как говорят, никакой свободы не было, профессиональный, художественный и человеческий уровень наших телевизионных передач был неизмеримо выше, чем теперь, в условиях свободы. Неужели сплошь бездумные, безвкусные и чаще всего откровенно пошлые шоу, которые с утра до вечера демонстрирует телевидение, — это высшая степень демократических достижений нашего общества? Неужели постановщики и разработчики некоторых телевизионных передач не замечают убожества словарного запаса своих героев, не слышат, что они вовсе не имеют певческого голоса, не понимают, что никакой компьютерной графикой не вставишь мысль в бездумные, пустые глаза?

Думается, и видят, и слышат, и понимают. Но, кажется, и это все явственнее осознает большинство общества, делают они передачи вовсе не для нас с вами. А превратились они в дядюшку Скруджа из американского мультфильма, у которого в глазах мелькает отнюдь не мысль, а совсем иной знак. И чтут они не зрителя, а «тот кумир священный, что царит во всей Вселенной...». Ну что ж, пусть судьями им будут собственные дети и внуки, воспитанные именно в том духе, какой пытаются привить такими передачами.
Но на фоне всего этого серого, бульварно-развлекательного яркими, запоминающимися становятся передачи, наполненные смыслом высокого искусства, человеческим теплом, профессионализмом.

К таким передачам я бы и отнесла фильм о Татьяне Дорониной. Огромное спасибо его авторам и спонсорам.
К Татьяне Васильевне Дорониной у меня особое отношение. Наше поколение выросло вместе с ее героинями.
У фильмов с участием Т.Дорониной во время выхода их на экраны был ошеломляющий успех. Это не было данью моде на известных актеров. Теперь, когда эти фильмы повторяют, особенно видна их высокая проба.
Чудом искусства Дорониной является то, что она, как никто другой, сумела воплотить во всех своих героинях два качества. Она всегда была одной из нас, нашей современницей, думающей и поступающей так же, как мы, переживающей те же проблемы, выражающей те же чувства, даже одетой так же. И одновременно она всегда была прекрасной и неповторимой Женщиной с большой буквы, воплощающей в себе лучшие женские качества: любовь, красоту, чистоту, добро, стремление сохранить женскую душу.
Вступая в жизнь, мы, как и ее Надя («Старшая сестра»), однажды нашли профессию, которую полюбили навсегда, и готовы были отдать ей все свои силы, всю полноту юности, «жадной до впечатлений прекрасного».
Большим душевным потрясением была встреча с Наташей, героиней фильма «Еще раз про любовь». Ведь мы узнали и свои переживания, свои слова «я люблю тебя», сказанные мужчине, который еще не понял, что встретил настоящую любовь, не понял, что такая чистая любовь единственная на свете и ее нельзя потерять. Та пьеса и фильм по ней были революционным прорывом в жизнь молодежи конца шестидесятых годов. Не зря у них был такой широкий успех.

Став старше и мудрее, мы уже очень хорошо знали: жизнь совсем не такая, какой кажется в юности. Нужно иметь мужество принимать то, что случилось, и сохранить в себе те человеческие качества, на которые не может не откликнуться душа другого человека. Анна из «Трех тополей на Плющихе» была символом нашей жизни, с ее верой в чудо встреч и возможность перемен.

Хорошо помню, как ходила вместе с родителями на фильм «Мачеха». Тогда все шли не просто в кино, а «на Доронину». Мои родители тогда говорили о прекрасной игре и великолепной передаче душевных качеств героини. И только теперь, давно похоронив родителей, я поняла то главное, что звучит в финале фильма. Александра (мачеха) говорит приемной дочери: «Ты моя девочка, моя. Как тебе теперь? Не страшно?». Почему же мы, сегодняшние, не поймем то, что поняла и показала много лет назад актриса? Как страшно в этом нашем мире детям, лишенным материнского тепла и брошенным обществом во взрослую жизнь.
Мы были такими же, как героини Татьяны Васильевны. Очень нравилось петь «Не линяет только солнечный зайчик», прекрасно понимая, что песня не о зайчике, а о том настоящем, вечном чувстве, которое приходит в светлой юности.

Позже мы очень любили песню о русских офицерах первой мировой войны, звучавшую в исполнении Дорониной с экрана. «Господа юнкера», ставшие офицерами и выжившие в войне, встретились в кровавой схватке во время гражданской войны, став по обе стороны баррикад, и у каждого была своя правда. Но мы приняли и поняли и тех, и других, потому что они любили Россию и боролись за нее. Не случайно в спектакле МХАТа имени Горького «Мы идем смотреть Чапаева», поставленном Татьяной Васильевной, в то время, когда герои спектакля вспоминают о простоте и ясности чувства героики побед Чапаева, на этом фоне звучат песни И.Талькова. «Тетрадь расстрелянного генерала» и Чапаев — это очень совместимо теперь в нашем русском сознании. И именно такие мы, не отказавшиеся ни от чего в своем прошлом, сможем создать обновленную Россию.

Творчество Татьяны Дорониной, как мне кажется, теперь обретает новую высоту. До сих пор больше вспоминались прежние работы и фильмы. Но ее талант не стал прошлым. Она и теперь отвечает на непростые вопросы современности.
Символом современной Дорониной является спектакль «Вишневый сад». Я не искусствовед и не буду оценивать актерскую игру. Но как зритель, посмотрев этот спектакль, очень многое поняла по-другому.
Как бы оценил сюжет пьесы А.П.Чехова современный человек? Помещица Раневская разоряется, но имеет очень выгодную недвижимость. Продав ее, она решит свои материальные проблемы. Но она почему-то не хочет, и сад покупает деловой человек Лопахин.
И вот здесь-то у современного человека, если он, конечно, умеет рассуждать, возникает очень важный вопрос, на который нужно найти ответ. Что делает в настоящее время тот, кому предлагают продать недвижимость? Ясно, что он выясняет условия, решает, обсуждает, торгуется. Это очень хорошо знал и А.П.Чехов, ведь он жил в буржуазном обществе. Но Раневская ничего этого не делает. Только одна фраза говорит о неприемлемости покупки: «Дачники — это пошло». И все. Весь спектакль другие говорят о продаже сада и долгах, но только не она. Почему?

Ответ прост и чрезвычайно важен. Не обсуждают, не торгуются только тогда, когда изначально знают, что предмет непродажен. Можно сказать, что в рыночном обществе продажно все. Но это не так. И это очень хорошо понимал Чехов, воплотивший в себе совесть русской нации. Если мы остались людьми, мы точно знаем, что нельзя продать совесть, честь, дружбу, любовь и многое другое. Для Раневской — Дорониной вишневый сад — это ее детство и юность, ее воспоминание о матери, о счастье прошлой любви, место гибели сына. Вишневый сад стал ее жизнью, частью ее самой.

Постепенно понимаешь, что Любовь Андреевна Раневская, несмотря на свою кажущуюся слабость и ранимость, очень сильная духом женщина. Ее духовная сила связана с теми качествами, которые были приобретены в юности, когда цвел вишневый сад, и с теми страданиями, которые она перенесла в жизни. А вишневый сад — это Родина, с которой вместе росла и была счастлива, и продать ее невозможно. Раневская — Доронина и в этом спектакле на первый взгляд обычный человек. Она страдает, любит дочерей, подает нищему (даже такому, которому не стоит подавать), старается помочь недостойному, но любимому ею человеку. Она не кричит, как Лопахин, а тихо говорит. И вместе с тем она поднялась до величайшей силы духа, потому что не приемлет ту жизнь, в которой красоту могут продать. Да останется ли красота, если ее продать? Мы знаем финал пьесы. Сад рубят, уничтожая все, и бросают умирать беспомощного старика.
Такой же, как ее героиня Раневская, красивой, честной, сильной и вместе с тем ранимой, предстала перед зрителем в телевизионном фильме прекрасная актриса и женщина Татьяна Васильевна Доронина. И мы рады увидеть, что она полна стремления самоотверженно работать, работать, не снижая того высочайшего уровня, который всегда отличал русский театр, и особенно МХАТ. Она в очередной раз раскрыла те лучшие качества, которые всегда были присущи нашей женщине. И вместе с тем отразила предчувствие будущего общества — страны людей, любящих Родину и готовых отдать ради нее все силы