Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

О спектакле "Васса Железнова"

02.02.2007

Знать, что у тебя такая современница – Татьяна Доронина – и не увидеть ее в театре – это даже обидно. Вероятно, она производит неизгладимое впечатление на всех, кто ее видел когда-либо на сцене. Мне, можно сказать, повезло: я увидела Доронину в роли Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького. Эта роль, как мне кажется, особым образом подходит Дорониной. Во всяком случае, она так нам показала героиню, какой мы не видели ее раньше, какой мы ее и не представляли, читая пьесу. Васса оказывается той, на ком действительно все держится в стремительно разрушающемся мире предреволюционной России. И не ее вина, что она оказалась в таких обстоятельствах. В нашем времени, пожалуй, она была бы спасительницей какого-нибудь разрушающегося завода, верфи, рыболовецкой артели, гибнущего региона и т.д. Плохо или хорошо было время, пережитое нашей страной, но оно было пережито.
Рядом с  Вассой-Дорониной все прочие чада и домочадцы, действующие лица, выглядят как утопающие на корабле, в развороченном бурей быте. Они неспособны самостоятельно принимать и выполнять решения. Могла бы это делать Рашель, но она слишком увлечена бурной и бесплодной революционной деятельностью. Могла бы, вероятно, старшая дочь Вассы – но она, кажется, пристрастилась к алкоголю…
Сильная женщина вольно или невольно берет на себя грехи и беды своего окружения, своего рода, несет, в сущности, не женский, но мужской по тяжести ноши крест. Несет и тогда, когда ее об этом не просят. Так происходит само собой, помимо ее воли. Просто иначе невозможно, ведь она несет ответственность за свой созидающийся дом. Пусть методы, которые она при этом использует, иначе как бесчеловечными не назовешь – возможно, в них и коренится предвестие революции. Но знаменитая максима о том, что все средства ради благих целей хороши, непостижимым образом смыкается с не менее знаменитыми словами Нахимова – для моряка нет легких или сложных путей, есть один путь: славный. Сама судьба как будто с необходимостью предсказывает дальнейшее развитие действия в пьесе. Со смертью Вассы Железновой крепкие нити, которыми было сшито расползающееся пространство, почти лопаются. Какое у них, живых, без нее будущее? Уйдет ли в монастырь ее младшая дочь? Подастся ли в революцию старшая? А быть может старшая и опомнится, подхватит дело матери – ведь именно она похожа на Вассу.
Бог весть…Если мы и знаем ответы на эти вопросы, нам не всегда хочется их озвучивать.