Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

О спектакле "Васса Железнова"

27.12.2006

Горький был, как мне кажется, все же «глуховат» на добро. И если посмотреть на персонажей этой пьесы, то определенно-позитивного персонажа там нет – ни одного. Спектакль получился другим, но и он заставляет нас задавать себе некоторые вопросы: почему же Россия, управляемая такими крепкими Вассами,  все-таки не смогла устоять и рухнула?  почему Горький решает финал пьесы именно смертью Вассы? Ответ в самой литературной основе, он налицо – это потеря базовых, духовных ценностей, которых нету даже у самой Вассы. Она и пытается найти выход, искупить, реанимировать «семейный миф», но он в ней самой уже не живет. В театре эту горьковскую линию выделили и изменили – у Вассы как раз есть представление о родовых ценностях, а реакция на ее смерть дочерей – словно надежда, что со старшей, Натальей, произойдет «переворот», и она возьмет дело матери в свои руки. Но ведь это снова – увы, женские руки. Так что надежда переплетается все же с тоскливостью.
  С чего начинается пьеса и спектакль – с великого греха. Васса подбивает мужа совершить самоубийство, самый страшный грех с христианской точки зрения. Она делает что-то против своей совести, чтобы сохранить будущее семьи. Но, по большому счету, который может быть предъявлен уже и следующим поколениям (внуку, например), будущее не удержится на грехе, его такой ценой в крепости и чистоте не сохранишь.
 Но  в чем сила, уникальность, загадка этого спектакля? Для меня – в мощнейшем гуманистическом заряде. Фильм, например «Васса Железнова» с И. Чуриковой оставил в моей душе яд негатива, тяжести.
Для меня этот спектакль – своего рода слепок и с нашего времени. Спектакль звучит актуально. Он наполнен настоящей драматической силой, и, как показывает реакция зала, зрители готовы всерьез и по серьезному поводу сопереживать героям. Актеры играли великолепно. Дай Бог, чтобы таких спектаклей  было бы побольше.