О спектакле "Васса Железнова"
О спектакле "Васса Железнова"
В советское время «Вассу Железнову» играли естественно по-другому, – социально заостренно. Пашенная играла гениально, – играла полноценного, мощного человека, но она играла «капиталистку», которая, с одной стороны, тянет на себе воз дела, но с другой стороны, подавляет все и всех вокруг себя. Потом я видела «Вассу Железнову» в московском драматическом театре имени К.С. Станиславского в постановке Анатолия Васильева, где Вассу играла З. Никищихина. По трактовке режиссера Васса оказывалась воплощенным злом, – этакой паучихой, которая все вокруг себя уничтожает, из все высасывает все соки жизни. Спектакль был очень слабый. Во мхатовском нынешнем спектакле перед нами совершенно другая трактовка. Васса у Дорониной «прописана» и точно, и мощно, но без ненависти, а с болью. Она играет в первую очередь мать. В спектакле три сильнейших сцены, на которых все держится: когда Васса рассказывает о своей жизни с мужем, когда приезжает Рашель и финальная сцена спектакля.
Когда узнаешь, что современная так называемая критика может обругивать такой спектакль, – этому не удивляешься. Это даже по нынешним временам естественно, потому что они не могут не хаять все то, что направлено на создание человеческого спектакля. Сегодня в большей чести все, что направлено на разложение, на уничтожение театра и человеческого сознания. На уничтожение грани между тем, что хорошо и что плохо. У них все в одной цене: и добро и зло, смещены все этические и эстетические ориентиры. У них может Яго и Отелло играть один человек… А бороться с этим хаем можно очень просто. Спросите у этих 1200 человек, до отказа заполнивших зрительный зал на «Вассе», – спросите, что имеет большую ценность: этот спектакль или какой-нибудь Серебрянников? По-моему овация, которую устроил спектаклю весь зал, говорит сама за себя – и не нужны тут ни рейтинги, ни специальные опросы! А зал был очень пестрым – и по возрасту, и, очевидно, по театральному опыту.
Татьяна Васильевна заняла очень верную позицию – искать положительного во всем. Я была в свое время поражена ее «Зойкиной квартирой», тем, как она играет главную героиню. Она у нее вульгарная бандерша, не примитивная спекулянтка, – Доронина всегда ее облагораживает.
В сегодняшнем спектакле «Васса Железнова» меня поразило, как играются дочки и их отношения с матерью. Ведь Людочку всегда играли больной, неполноценной, а здесь мы видим именно ту подлинную чистоту, к которой не может изначально прилипнуть грязь и дрязги жизни, она словно блаженная.
И теперь из спектакля режиссера Б.Щедрина мы понимаем, что в пьесе Горького есть мощный созидательный потенциал. В спектакле речь идет именно о созидателях-работниках, о том, как им трудно в этой жизни, как они постоянно обрастают «ракушками»-прилипалами, как им постоянно нужно эти «ракушки» соскребать-удалять, к тому же рядом с ними непременно появляются Рахили-разрушители.
В спектакле живет мощное позитивное начало, – после таких спектаклей хочется жить.