Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

О спектакле "Униженные и оскорбленные"

02.02.2007

До чего же актуален и современен Достоевский! Нет, не сто сорок лет назад в Российской империи написаны «Униженные и оскорбленные», а нынче в нашем демократическом Отечестве. Поневоле вспомнишь мудрые слова Сен-Бева: «Классики – это современники всех эпох». Далеко не нужно ходить – возле величественного здания МХАТа, прямо возле стен его, встретим мы и сиротку Нелли, и обедневшего, но не потерявшего человеческое достоинство Ихменева, и жестокосердных Бубновых… А уж современных князей Волковских, разъезжающих по Москве на роскошных мерседесах и джипах, для которых главная заповедь «возлюби себя», - не счесть…
Порой казалось – при следующей-то смене декораций обязательно ослабнет напряжение на сцене Московского художественного академического театра. Но сердце от действия к действию все сильнее замирало. И не у меня одного катилась слеза в момент, когда тяжелый занавес со знаменитой чайкой - символом театра – на короткое время закрывался… И вскоре на сцене, всякий раз с удвоенной силой в финале каждого действия, разгоралась столь типичная для нашего времени жизненная, семейная, любовная драма.
Да, «не княжеских детей» и сегодня много в России: количество брошенных матерями-одиночками, оставленных безвременно сиротами младенцев и подростков уже исчисляется миллионами… В зале было немало старшеклассников, и внимательный наблюдатель мог сразу заметить, насколько их взволновал спектакль! Ведь на сцене обсуждались те самые вопросы, которые так волнуют почти любого юного человека: что такое истинная любовь – жертва или наслаждение? Можно ли выходить за любимого человека без родительского благословения? Что важнее – стремительное, без брака воссоединение любящих сердец или смирение страсти и гордыни в ожидании отцовского согласия на брак? Являются ли деньги и финансовая независимость обязательным условием семейного счастья?
Художественным руководителем театра, режиссером Татьяной Дорониной подобран замечательный состав исполнителей. Трудно кого-то выделить. Блестяще сыграли Ирина Фадина (Наташа), н. арт. России Анатолий Семенов (Ихменев), засл. арт. России В.Клементьев (князь Волковский). Совершенно бесподобна в образе девочки-сиротки Елена  Коробейникова.   Андрей Чубченко, исполняющий роль Алеши, блистательно играет и барственное легкомыслие, и искреннюю веру своего героя, что может выйти за пределы воли своего родителя и своего сословного круга, но сам же не выдерживает своих намерений.
Режиссер спектакля Т.В.Доронина очень тонко выстроила психологические линии спектакля. Перед нами, действительно, Достоевский с его глубиной, с его мукой в борьбе за человека.