Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Народная артистка России Маргарита Валентиновна Юрьева

01.03.2005

Судьба народной артистки России Маргариты Валентиновны Юрьевой, отмечающей 9 ноября свой бенефис – поистине удивительная, похожа на волшебную красивую сказку, где она – главная героиня, красивая, добрая, незаурядная, необычайно одаренная. Эта сказка называлась МХАТ СССР им. М. Горького.
А начиналось все так. «1941 год. Война. – Пишет актриса в своих воспоминаниях. - Эвакуация в Свердловск с отцом, который перестраивал там завод на военные рельсы. Я считала, что тоже должна помогать фронту, и пришла работать на завод. А так как я любила читать стихи, поступила в кружок художественного слова и посещала госпиталь, читала там стихи. Однажды учительница сказала мне: «Приехали актеры МХАТ, набирают молодежь в училище театра. Иди попробуй свои силы…». Я прошла два тура и мне прислали вызов в Москву, в Студию Художественного театра».
Маргарита Юрьева стала одной из избранных, которые потом будут носить почетное, историческое звание – первых выпускников легендарной Школы-студии МХАТ. Это был курс выдающийся, красивый, мощный – Юрьева, Калинина, Ростовцева, Ханаева, Ларионов, Градополов, Вербицкий… Еще бы, ведь то время обозначено, как  пышный расцвет Художественного театра, когда на его сцене царствовали Тарасова и Степанова, Андровская и Еланская, Кторов, Яншин, Грибов и Прудкин, Ливанов и Массальский, работали еще корифеи первого поколения мхатовцев – Качалов, Книппер-Чехова, Коренева. Это была восхитительная школа! Необыкновенные учителя! Хорошей традицией Студии было приглашать выдающихся деятелей современного искусства. Устраивались встречи с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Святославом Рихтером… Такова была неповторимая атмосфера, в которой формировались будущие звезды Художественного театра.
Из воспоминаний Маргариты Юрьевой тех лет: «Однажды к нам на экзамен пришел В.И. Качалов. Он слышал, как я читала Блока. Потом ко мне подошел мой сокурсник Ваня Тарханов и сказал: «Тебя хочет видеть Качалов». И вот я в доме у Н.Н. Литовцевой и В.И. Качалова. Слушаю, как он читает Блока. Закончил чтение и говорит: «А теперь попробуйте Вы». Я прочитала одно стихотворение, потом другое, третье… Василий Иванович улыбнулся и сказал: «Ну давайте дружить – старый да малый». Домой летела на крыльях».
По окончании училища в 1947 году Маргариту Юрьеву принимают в труппу МХАТ. Так начался ее стремительный профессиональный взлет.   
Первая же роль в спектакле «Домби и сын» (режиссер В. Станицын) принесла Юрьевой большой успех.  Но даже тогда никто не мог предположить, что сама Алла Константиновна Тарасова будет вводить ее на свои центральные роли и актрисе будет суждено переиграть все, что прежде исполняла «первая актриса» театра. Маша – в «Трех сестрах», Анна в «Анне Карениной», Татьяна – во «Врагах» - знаменитые тарасовские роли. Вот что писала о дебюте Юрьевой в «Анне Карениной» народная артистка СССР А.К. Тарасова: «Работая над ролью с молодой актрисой, я говорила ей: «Вот передаю тебе судьбу своей любимой героини, береги ее и не будь к ней равнодушной…» Помогая М. Юрьевой в работе над ролью, я отнюдь не навязывала ей трактовки образа и была далека от мысли о каком-либо повторении «своей» Анны. Маргарита Юрьева – артистка большого сценического обаяния…». Юрьева стремилась внести в роль свое художественное видение, понимание образа, чтобы при этом сохранить ансамблевый стиль. Она играла трагедию женщины и матери с присущим ей обаянием,  приближая к зрителям свою Анну во всей ее противоречивости.
Особенно большой успех Юрьвой принесло исполнение роли Маши в легендарных «Трех сестрах» А.Чехова. С этим спектаклем театр объездил все республики Союза и почти весь мир. Это было время триумфа! Пресса Лондона, Парижа, Варшавы, Будапешта, Нью-Йорка, Токио, Нагасаки и других городов говорили о чуде Художественного театра. Роль Маши стала главной ролью в судьбе актрисы, за ней ей открылась «жизнь интересная, светлая, полная значений», ей было подарено то, что О.Л. Книппер-Чехова – первая Маша «художественников» считала самым дорогим для себя: «чувство чеховских женщин». «Ослепительна Маргарита Юрьева в роли Маши  - писала варшавская пресса. - Актрису такой выразительной силы напрасно было бы искать на многих сценах мира. Ее чарующие черные глаза буквально приковывают к себе зрительный зал…». «Думаю, в зале не было ни одного человека, который не влюбился в этот вечер в Машу. Единственная женщина больших страстей – красивая, элегантная, волнующая» («Нью-Йорк Гератьд трибюн»). Сама О.Л. Книпер-Чехова произнесла: «Третьему поколению исполнителей «Трех сестер» - браво!»
Критика отмечала роли, которые Юрьева сыграла наиболее удачно - Татьяну во «Врагах», прелестную, женственную Елену Тальберг в «Днях Турбиных», Глебову в «Ночной исповеди», Щербатову в «Лермонтове», Татьяну в «Друзья и годы», Мать в моноспектакле «Мать» по пьесе Карела Чапека, за который в 1983 году актриса получила первую премию и диплом на фестивале чешской драматургии. Юрьева с успехом исполняла также роли комедийного плана: Оливия - «Двенадцатая ночь», Джудит - «Ученик дьявола» и др. Актриса создала поистине впечатляющие характеры.
Шло время. Многое оказалось необратимым. Необратим и МХАТ, тот «единственный»… После насильственного разделения театра М. Юрьева работает в МХАТе им. М. Горького под руководством народной артистки СССР Т.В. Дорониной. Играет разных авторов и любимого Антона Павловича Чехова. В конце 90-х годов известный режиссер Э. Лотяну поставил комедийный спектакль по так называемым «пьесенкам» (как обозначал свои шуточные опусы сам Чехов) «Юбилей» и «Медведь». Юрьевой была предложена роль Мерчуткиной, с которой актриса блестяще справилась, найдя для своей героини неподражаемые комедийные краски, доставив зрителям удовольствие встречи с великим автором. За последние годы работы в МХАТ большой удачей была отмечена работа в одном из лучших спектаклей театра -  Турусина в «На всякого мудреца довольно простоты». В «Синей птице» М. Метерлинка актриса и сейчас играет  Соседку Берлинго, в «Ее друзьях» В. Розова - Веру Николаевну директора школы, Сергеевну в спектакле «В день свадьбы» В. Розова. В М. Юрьевой восхищает черта актеров старшего поколения – неиссякаемая жажда творчества, дух исканий, желание высказать то, что недосказано.
Недавно вышел в свет замечательный буклет, посвященный творчеству актрисы. Великолепно изданный, он наполнен светлыми, теплыми материалами, воспоминаниями, необыкновенной красоты фотографиями Маргариты Валентиновны в ролях, в жизни. Но самое замечательное заключается в том, что его составителям удалось отразить самое важное и  самое притягательное в личности необыкновенной актрисы – ее жизнерадостность.
Судьба переменчива. Одни сетуют и падают духом, другие, как Юрьева, новые роли ищут и находят… Счастлива ли она, и вообще что такое счастье – спросим у Маргариты Валентиновны. И она отвечает: «Счастье – это когда я в ладу сама с собой и своими близкими, когда душа молода, хотя мы стареем, когда кажется, что жизнь прожита не зря».
Мы искренне поздравляем народную артистку Маргариту Юрьеву с ее бенефисом.