Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

MUSECUBE: Как «простачок» обводит вокруг пальца возвышенное общество

25.02.2019

Тонкий, мягкий, понятный, легко воспринимаемый юмор А.Н. Островского, перенесенный со страниц произведения «На всякого мудреца довольно простоты» на подмостки сцены МХАТ им. М. Горького в одноименный спектакль в постановке народного артиста России В.М. Бейлиса, передан удивительно точно через такую естественную и жизненную игру актеров, что он ложится легко, но прочно в сознание зрителя, через улыбку на его лице выражая понимание главных поднятых спектаклем тем, не теряющих своей актуальности даже спустя полтора века с момента написания одноименной спектаклю комедии.

Комедия А.Н. Островского – социальная, общественная. И потому несет в себе еще больший посыл. Потому что то, что затрагивает массы, всегда актуально.

Громогласный. Таким можно охарактеризовать спектакль. Громогласна сама тема, нитью проходящая через канву переплетающихся судеб и отношений, показанных словно через увеличительное стекло в разрезе социального взаимодействия отдельно взятых личностей, таких разных по своим характерам и внутреннему наполнению, но таких одинаковых копий друг друга, схожих в своих взглядах на успех в обществе и путях его достижения. Главная тема – преломление общественных принципов, неизбежное там, где образуется пустота на месте разрушенных устоев, и неминуемое преломление человека, неизбежное там, где он стремится быть единым с другими и принятыми ими, стремясь заслужить такие неустойчивые по сравнению с вечными человеческими принципами успех и признание, часто отдающими абсолютной беспринципностью. Тема вечного противостояния стабильности старшего поколения, закостенелого в своей консервативности взглядов, и динамичного молодого поколения, жаждущего новых идей и их воплощения, тоже поднята и отражена через главных действующих лиц спектакля, но, все же, в гораздо меньшей степени, чем отдельно взятые пороки, присущие поколению «старших» и «младшему» поколению, умело переданные через поразительно жизненное воплощение главных действующих лиц как представителей обоих поколений актерами МХАТ им. М. Горького. Характер персонажей намеренно утрирован игрой актеров, наблюдаемой на сцене, что позволяет зрителю еще глубже проникнуться царящими в каждом из противоборствующих сторон законами, которыми руководствуются их представители. Удивительно то, что представителем молодого поколения, требующего перемен, жаждущего скорого признания и стремящегося к легкому и быстрому достижению высокого положения в обществе тех самых неприступных и несгибаемых «старших», является единственный персонаж – Глумов, фамилия которого настолько многоговоряща, что не требует дополнительных пояснений.

Громогласный. Таким предстает перед нами с первых секунд спектакля главный герой комедии А.Н. Островского – Глумов (в исполнении Н.С. Коротаева). Врываясь вихрем на сцену, этот молодой человек, полный жизненной энергии и здоровых по сути своей амбиций, невольно вызывает симпатию зрителя. Такова задумка режиссера. Ведь только через сопричастие зрителя главному герою возможно и полное понимание темы спектакля, которую режиссер всегда передает через главное действующее лицо. Принятие Глумова зрителем здесь происходит буквально с первых секунд спектакля, пока еще не поднят занавес. Характер Глумова проявляется сразу, ведь как ловко он обводит вокруг пальца зрителя, невольно поверившему в чистоту и почти что детскую непосредственность и простоту, обманчиво лишенную всяких ужимок и загадочности, этого персонажа. Так же ловко Глумов обводит каждого, кто впоследствии встает на его жизненном пути, пока, наконец, его не разоблачает собственный дневник, это единственное свидетельство наивной простоты веры в безнаказанность, свойственная детям и, что действительно удивительно, главному герою, просчитывающему каждый шаг, но оступившемуся в такой ничтожной мелочи, как доверие своих тайн и холодных расчетов, своей темной стороны обычной бумаге. Дневник – это собрат, друг, главный и единственный поверенный Глумова, символ истинного социального одиночества главного героя, которое, тем ни менее, его не беспокоит (по крайней мере, на первый взгляд). Дневник является и единственным свидетелем холодной расчетливости и сдержанности чувств внешне такого горячего и пылкого Глумова. Доверяя себя дневнику, Глумов все же допускает оплошность – единственную на пути к достижению собственных целей, в чем проявляется слабость характера главного героя, удивляющая тем более, что «на людях» герой почти что всемогущ и до зависти успешен. По сути, дневник – это хвастовство перед самим собой, представляющим одинокую игру непризнанного (пока еще) в общественных кругах человека на пустой сцене собственной жизни, это бахвальство ложного героя.

Внешне подчеркнутое и прекрасно воплощенное тщеславное стремление к успеху без пренебрежения любыми способами его достижения поражает той легкостью, через которую исполнитель главной роли передает завидный успех Глумова, который всегда, везде и при любых обстоятельствах, умело используемых в собственных интересах и к своей выгоде, а то и нарочно подстраиваемых с небрежностью и словно бы между прочим, добивается желанного. Глумов Н.С. Коротаева не мерзок, не груб, не противен, даже не бесцеремонен (хотя некоторым покажется, что он именно таков). Это поражает, поскольку ведь именно таким должен быть персонаж, стремящийся к высокому положению в обществе насквозь прогнивших людей. Глумов Н.С. Коротаева мил. Той «милотой», которая присуща шаловливым детям, играющим в «настоящую жизнь». Он, конечно же, не хорош в своих помыслах, но настолько органически не хорош, что это переворачивается в какую-то оборотную сторону его характера и не вызывает никаких сомнений в истинной сущности Глумова, по внутреннему содержанию отличающегося от окружающих его людей, в общество которых он так стремится попасть. Эта двойственность, проявляющая обе стороны Глумова одновременно, а даже не поочередно, является своеобразной подсказкой тому, каким является целостный характер главного героя.

Глумов – «хамелеон». Он умело подстраивается под слабости каждого человека, использует их в собственных интересах к своей выгоде. Ловко жонглируя недостатками других, сам Глумов, в конечном итоге, становится единственных мячиком в руках коварного жонглера, которым является сам социум. Вера в безнаказанность беспринципности, которую Глумов подсмотрел и перенял у этого самого социума, и умело воплощенная исполнителем главной роли легкость (за которой стоит почти что хладнокровная расчетливость) достижения положения в обществе, такого зыбкого и сомнительного в окружении тех людей, которых нам показывает А.Н. Островский и точное воплощение которых зритель наблюдает на сцене, в конечном итоге приносят Глумову поражение, впрочем, это лишь кратковременное фиаско, которое причудливым образом оборачивается к пользе Глумова и его конечной победе. Разглядев, что Глумов уже разъеден давно поразившей всех гнилью, представители «высшего общества» в конце концов принимают Глумова в свое стадо.

Глумов поначалу всего лишь играет, он забавляется, он глумится. Зритель, наблюдая за Глумовым Н.С. Коротаева, понимает, что присущие главному герою качества являются лишь отражением существующих принципов, которых придерживаются люди «с положением» и одним из которых так стремится стать главный герой. Лишь умелое воплощение роли главного героя позволяет понять, что гниль, поразившая главного героя, не была присуща ему изначально, ведь Глумов слишком умен для преждевременного и бездумного гниения. Глумов гнил настолько, насколько это позволяет ему быть принятым за своего в обществе, к которому он стремится быть приобщенным. Глумов всего лишь перенимает то, что свойственно современному ему обществу, что свидетельствует о достаточном уме и находчивости главного героя, ведь так сыграть на сцене общественной жизни можно лишь после тщательного анализа той среды, куда ты с таким рвением молодой неискушенной (поначалу) души стремишься попасть. Вспомним же еще одного главного героя, молчаливого, но, тем ни менее, громогласного. Дневник Глумова. В нем отражены удивительно точные заметки относительно характера каждого человека – представителя «идеального» общества, с которым встречается Глумов на своем общественном пути. Что же происходит, когда Глумов делает свои пометки, усердно и тщательно описывая свое окружение? Глумов становится одним из них, гниль, разъевшая и въевшаяся в других, липнет и к самому главному герою. Он незаметно для себя становится одним из них, сам начинает верить в это и действительно – ему удается быть таким, как и все. Это и есть «успех».

В конечном итоге, зритель понимает, что Глумов – это персонаж собирательный (иначе в классике и не бывает). Глумов – это, по сути, все молодые люди (и не только молодые), вступающие в игру с жизнью и стремящиеся от нее чего-то да добиться. Преломление характера Глумова – это предупреждение каждому, кто желает вступить в схватку с обществом, где властвуют свои законы, часто не имеющие ничего общего с истинной сущностью человеческого существа. Человек – существо живое, в то время как социум – искусственно созданный единый организм, сжирающий индивидуальности ради приобщения к единой массе искусственно же созданного и раздутого успеха. Зритель задумывается: а что, собственно, еще остается социуму, когда оно находится в постоянной ломке общественных идей и убеждений, претерпевает бесконечную реформу? И можно ли избежать собственной ломки, если ты являешься или стремишься стать частью этого единого безжалостного и бездушного механизма? Ведь даже у Глумова, который расчетливо сыграл в «простачка», не получилось обмануть общество, хоть он и был в конечном итоге им принят. Здесь становится понятным смысл названия комедии. «На всякого мудреца довольно простоты». Теперь вы поняли. А если нет, то вам – на одноименный спектакль в МХАТ им. М. Горького.

Пара слов в заключение. Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» захватывает. Смотрится на одном дыхании. Он динамичен, ярок и глубокомыслен. Насыщение спектакля юмором не утомляет, тонкая ирония героев не оскорбляет, а всего лишь вызывает добрые улыбки и такой же безобидный смех. Крутясь в лихом танце неиссякаемого юмора, зритель откладывает в уголке своего сознания зерна истинного смысла бессмертного произведения АН. Островского, перенесенного на сцену МХАТ им. М. Горького, которые дадут свои ростки непременно, как только опустится занавес и утихнут последние аплодисменты. И в тишине, уже наедине с собой, снова поднимутся вечные вопросы, ответ на которые у каждого, в конечном итоге, все же находится, но свой. А именно этой работы разума и добивается каждый автор и любой режиссер. У действительно, а не мнимо талантливых, получается запустить этот процесс. В данном случае – получилось. Браво. Аплодисменты. Занавес опущен. Теперь вам есть, над чем подумать.

Ирина Чернобровкина, интернет-портал MUSECUBE, 22 февраля 2019 г.

Рекомендованные статьи
04.12.2018

«Закулисье»: Дневник авантюриста Глумова нашли во МХАТ им. М. Горького в комедии «На всякого мудреца довольно простоты»

На сцене — Москва купеческая — Замоскворечье…
25.02.2019

«Театральный мир»: Искусство медленного чтения

В нынешний скоростной век электронных книг, гаджетов и дайджестов искусство медленного чтения может показаться дремучим анахронизмом…