Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

МХАТ им. М. Горького: «Бессмертные строки»

15.05.2019

Война – повитуха искусства. Лицом к лицу с со смертью жизнь мгновенно перекраивается в житие, а слово – в молитву. Из боли и скрежета зубовного рождаются новые строки, бессмертные, гениальные не элитарно, но массово. И шлифуются под пулями, на театре военных действий. Этого питательного концентрата военных лет, как святой воды, хватает на все мирное время, он не приедается – это мы, роняя дух, теряем вкус. Пока не грохнет на очередной границе и не вспыхнет фонтаном кровавых строк новая Отечественная. Что и произошло: 1941 отозвался 2014, запылал Донбасс и случилось невероятное: привычка в День Победы распевать военные песни и читать стихи, дарить гвоздики исчезающему племени ветеранов и водить невест к Вечному огню неожиданно обернулась гражданским крестным ходом – массовым шествием живых и мертвых в «Бессмертном полку». Будто воскрес Неизвестный солдат, ипостась архангела – воина и хранителя, а вместе с ним – выброшенные на культурные задворки Автор и Человек.

День Победы – дежурный, «для галочки» сегодня бросает вызов искусству, и театру – в первую очередь. Не трогают знакомые строчки? – Выбрать неизбитое. Запамятовали, кто такие – поэты-фронтовики? – Рассказать судьбу и предъявить карточку – год призыва, род войск, линия фронта, подвиги, звание. Опостылели традиционные декорации? – Открыть двери, впустить сегодняшний день. Не убеждают обыватели в гимнастерках? – Позвать реальных бойцов Росгвардии, пусть покажут, как «держать небо» в полном обмундировании, как стоять и дышать по уставу. Зависла в ушах школьная «Переправа»? Пропустить стихи через мясорубку собственных страхов и надежд, мобилизовать голос и тело, короче, вдарить по-Станиславски.

Все это и было исполнено 9 мая во МХАТ им. Горького на основной сцене. Получился даже не поэтический спектакль, а эпос, ритуал, участником которого стал не только зритель, но и весь массивный кубасовский архитектон. Струящаяся в воздухе сцены видеопроекция «Бессмертного полка» встретилась с реальными участниками шествия: люди приходили как были, с портретами дедов на картонках. Фотокарточки поэтов – Друниной, Тарковского, Бергольц, Дегена, Слуцкого, Твардовского появлялись и растворялись в «Бессмертном полку» и точно так же и чтецы-МХАТовцы – в белых рубахах, будто перед последней рукопашной. И политруком – худрук. «Теркина» труппа читала в черном, с георгиевскими бантами у сердца – перестраиваясь на ходу, как рота солдат перед захватом стратегического объекта – Смерти. Сам болотный цвет шехетелевского модерна стал защитным, так бывает, когда попадают «в яблочко».

В фойе играл духовой оркестр Росгвардиии, танцевали, чаевничали, угощались походной кухней. На улицу, сквозь разрывы грома, текли стихи – прямая трансляция спектакля. Совсем как Тогда, когда дом был крепостью, а фронтовые сводки и бессмертные строки – хлебом насущным.