Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Любовь, надежда и вера посреди той войны

31.05.2010

МХАТ имени М. Горького поставил пьесу Константина Симонова, написанную в 1944 году

На премьере этого спектакля, состоявшейся в канун 65-летия Великой Победы, когда после закрытия занавеса бурными аплодисментами взорвался зал, я услышал рядом с собой восторженный голос:

– Надо же! Ведь никто не догадался это поставить – только Доронина…

А мне и самому хотелось со всеми поделиться радостью. Снова (в какой уже раз!) Татьяна Васильевна Доронина явила удивительную чуткость при выборе пьесы для постановки. И в сценической трактовке найденной драматургии – тоже.

ОБРАЩЕНИЕ в связи с юбилеем Победы к давней пьесе Константина Симонова «Так и будет», конечно, не случайно. Самый военный поэт, прозаик, драматург, как его с полным правом можно назвать, Симонов писал о войне и будучи фронтовым корреспондентом, то есть видя всё своими глазами, и позднее, годы спустя, воссоздавая и осмысливая суровое время.

Впоследствии «Живые и мёртвые» и «Двадцать дней без войны», особенно после фильмов, получивших широкий экран, заслонили собой многое написанное им непосредственно в дни военные. Но для Дорониной незабываемо, как она девятилетней девочкой в маленьком городке Данилове читала со сцены пронзительную симоновскую балладу «Сын артиллериста» и с каким необыкновенным вниманием её тогда слушали. Это было одно из первых стихотворных произведений о подвиге на той войне. А одной из первых пьес о подвиге в Великую Отечественную стали симоновские «Русские люди».

Можно лишь поражаться тому, сколько он успевал в напряжённейшей военной страде, когда писать приходилось подчас буквально на колене. Склад таланта у каждого мастера свой. Симонову присуще было внутреннее стремление и умение работать по горячим следам событий, что стимулировалось и военной журналистикой, в которую он изначально был призван. Такую оперативность грешно квалифицировать как конъюнктуру. И если художник безотлагательно брался за тему, навеянную сегодняшними чувствами, дабы нечто существенное об этом времени передать людям уже сегодня, значит, он не мог иначе. Значит, такова была сила чувств. Разве не интересно снова их теперь пережить и попробовать заново в них разобраться?

Мне представляется, что именно поэтому Татьяна Доронина взялась за пьесу Симонова о 1944 годе, написанную в том же 1944-м. Руководителя МХАТ имени М. Горького пьеса «Так и будет» привлекла, по-моему, как художественный документ времени. Созданный талантливым драматургом в кратком перерыве между боями посреди страшной войны, он свидетельствует о людях, нескольких боевых друзьях, у которых тоже выдался такой краткий перерыв. Но и для них, и для всех других, с кем знакомятся они в пьесе и с кем пьеса нас знакомит, война уже более трёх лет является повседневным бытом, по-своему подчинившим себе жизнь

Да, действие происходит не на фронте, а в Москве, которая после осени 1941-го стала уже далёким тылом. Да, в залповых салютах за окнами столичной квартиры и в торжественном голосе Левитана, который озвучивает сводки Совинформбюро об освобождении зарубежных городов, уже ощутимо приближение Победы. Но вместе с тем мы-то знаем, что до неё ещё более полугода и, стало быть, всякое может произойти с этими фронтовиками, оказавшимися волей судьбы в небольшой передышке. Ведь после неё – опять туда, где убивают…

ЧТО КАСАЕТСЯ сюжета, он в этой пьесе у Симонова кажется поначалу совсем простым и непритязательным. Академик архитектуры Воронцов (народный артист России Владимир Ровинский) из дома, где жил и который немцы разбомбили, переселён в другую квартиру. Предполагается, что хозяин её, уехавший перед самой войной на курорт близ границы, погиб вместе с семьёй. Но неожиданно он, Савельев, строитель по профессии, а теперь инженер-полковник (народный артист России Валентин Клементьев), появляется в родной квартире.

И вот перед нами проходят эти несколько дней, когда внешне ничего особенного вроде и не происходит, а просто общаются между собой вчера ещё незнакомые люди, фронтовики и штатские, пьют чай и водку, разговаривают, спорят, шутят, но из всего этого совершенно незаметно возникает любовь. Взаимная любовь дочери Воронцова – юной Оли (заслуженная артистка России Ирина Фадина) и так много перетерпевшего Дмитрия Ивановича Савельева. У него война отняла жену и дочь, у Оли – первую любовь, её однокурсника по институту. Сорокалетний Савельев боится даже себе признаться в своём чувстве – и она в полной растерянности…

Рождение любви как чуда посреди войны, которая любимых и любящих уничтожает, целомудренно тонко, на полутонах выписано Симоновым и столь же тонко передано на сцене Дорониной, Клементьевым и Фадиной. Нынче на телевидении или в кино, да и в театре такое крайне редко можно увидеть. У большинства молодых под воздействием теперешнего «искусства», я думаю, складывается твёрдое убеждение, что никакой души, никакой красоты в этой самой любви не бывает, а есть только похоть. Ведь именно она всячески культивируется на сцене и на экране.

В этом смысле новый спектакль Дорониной, создавшей трепетный дуэт Ирины Фадиной и Валентина Клементьева, откровенно полемичен. Замечу, что Дмитрий Савельев, написанный Симоновым и сыгранный Клементьевым как герой не просто положительный, но почти идеальный (а в то же время – полнокровно живой!), становится убедительным аргументом в давнем псевдотеоретическом споре о том, возможен ли вообще такой герой в жизни, литературе и на сцене. Вот пожалуйста: очень даже возможен! А уж насколько необходим, особенно сегодня, когда людей всеми способами норовят довести до скотского состояния, думаю, излишне доказывать.

Поколение фронтовиков Великой Отечественной навсегда останется высшей мерой лучших нравственных качеств. Спектакль дает нам возможность прочувствовать это и в товарищах Савельева по переднему краю, оказавшихся вслед за ним здесь, в Москве. Напористый, шумный, брызжущий энергией и юмором полковник Иванов, упоительно сыгранный заслуженным артистом России Александром Самойловым. Скромный до застенчивости Вася Каретников, в прошлой жизни начинающий актер, ставший лейтенантом, драму которого в неожиданном переосмыслении своих театральных способностей очень искренне передает Юрий Болохов. И, конечно, майор медицинской службы Анна Григорьевна Греч, «мой майор», как зовет ее Савельев, в филигранно тонком и психологически точном исполнении Тамары Мироновой. Мы понимаем, что эта женщина любит Савельева («его нельзя не любить»), но, сознавая безнадежность своей любви, как благородно, по-матерински заботливо и мудро приходит на помощь тянущейся к ней Ольге.

Душевной тягой людей друг к другу, словно невидимыми силовыми линиями, проникнута редкостно добрая атмосфера спектакля, сотворенная Татьяной Дорониной. Хотя, казалось бы, война – против сентиментальности и даже по отношению к своему приемному сыну Ване Савельев внешне строг, разго-варивает с ним, как с подчиненным, ефрейтором, а тот именует его не иначе как гвардии полковник, – не оставляет ощущение, что необыкновенная сердечная теплота разлита в самом воздухе во время этих подчеркнуто сдержанных диалогов. И до чего же трогателен мальчик-солдат с медалью «За отвагу» на груди, которого доверено сыграть Пете Клементьеву – по жизни настоящему сыну исполнителя роли Савельева!

Я бы сказал так: в спектакле нет маленьких ролей, а есть актерский ансамбль (кроме названных, это Кристина Пробст, Александр Дмитриев, Лидия Кузнецова), где каждая нота тонко выверена. Слово «тонко» повторяю неспроста. Это задано и автором пьесы, и режиссером-постановщиком. Вроде не было же времени у Симонова для особых тонкостей, но какой значимый конфликт сумел в жизни почувствовать и в пьесе достоверно передать.

Речь о конфликте души и таланта в образе многообещающего молодого архитектора Сергея Синицына, воплощенном заслуженным артистом России Максимом Дахненко. Сказано про этого человека: «Талант… А душа не по таланту. Средняя душа, небольшая». Пожалуй, яснее всего это проявляется в сцене, когда Синицын допускает ироническую насмешку над Каретниковым, что у Савельева вызывает взрыв негодования: «Отсутствие таланта – еще недостаточный повод для того, чтобы презирать человека. Он не талантлив, но он человек, а быть человеком – это тоже талант, который не у всякого есть, кстати сказать».

Дахненко в этой роли очень напоминает современных полуавтоматических менеджеров. «Успешный», – сказали бы о нем сегодня. Всепоглощающая четкая деловитость и очевидное любование своими профессиональными данными подминают естественную душевную отзывчивость и чуткость к окружающим. Так нельзя, это плохо, обращается к нам через годы Константин Симонов. И Татьяна Доронина с полным пониманием относится к этому посланию, выразительно донося его до нынешних зрителей. Ведь как жить с людьми и каким быть для них – вопрос на все времена, обращенный к каждому.

ЕЩЁ РАЗ вернусь к атмосфере спектакля. Доброта и сердечность, в которые он погружает, не в последнюю очередь создаются музыкой, песнями, романсами, звучащими из черной «тарелки» радио. Так и было тогда, я помню по детству! Прекрасные лирические песни советских композиторов и русские народные сменялись в эфире мировой музыкальной классикой, оптимистические военные марши – проникновенными голосами Козловского, Лемешева, Утёсова… Всё это поднимало и очищало души людские.

И как необходимы здесь, именно в этом спектакле, строки знаменитого симоновского стихотворения «Жди меня», которые вдохновенно читают Валентин Клементьев и Юрий Болохов! Читают, кстати, развернув номер «Правды», где оно и было впервые напечатано 14 января 1942 года. Известно, с какой бережностью хранился бойцами тот газетный номер, как оттуда переписывались особо полюбившиеся фронтовикам стихи-молитва.

…Я уже трижды смотрел спектакль и непременно пойду еще не раз. Хочется вновь оказаться в этой радушной квартире военных лет, увидеть и услышать этих замечательных, светлых людей, с которыми так хорошо и интересно, окунуться в атмосферу чистых и честных человеческих отношений.

Скажите, а что на свете может быть дороже?

Рекомендованные статьи
21.09.2010

Когда звучит голос эпохи, или Случай с Савельевым

Во МХАТ им. М.Горького состоялась премьера спектакля по пьесе Константина Симонова «Так и будет» Среди театральных премьер прошлого сезона спектакль по Симонову стоит в особом ряду. Ведь это…
15.06.2010

Как никто другой

Премьера во МХАТе имени Горького на фоне «текущего момента» …Оттерев и оттеснив генералиссимуса Сталина от праздника Победы своими тщедушными плечиками, высокопоставленные "державники"…
31.05.2010

Свет Победы

    «Про батарею Тушина было забыто…» Кто сказал «забыто»? Не забыто, и не может быть забыто никогда. На обширном сценическом пространстве столичных театров, охваченных, как эпидемией…
31.05.2010

Да будет так

Беседа с ведущим артистом МХАТ им. М. Горького, народным артистом России Валентином Клементьевым. – Действие пьесы «Так и будет», которую театр выбрал к постановке в честь 65–летия Победы в…