Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Ловушка для троих

07.06.2006

 ... Это надо всячески приветствовать: на сцене одного из лучших столичных театров зазвучала великолепная романтическая поэзия великого Виктора Гюго, обрела новую жизнь его вечно волнующая драма «Рюи Блаз». Но все-таки нужно напомнить вот о чем. Впервые это произведение узнало огни рампы в 1938 году, а в России — в начале 70-х прошлого века. Театральная жизнь «Рюи Блаза» складывалась по-разному. Например, в конце 40-х прошлого века во Франции был снят очень значимый фильм «Опасное сходство» с Жаном Маре сразу в двух ролях — дворцового слуги Рюи Блаза и титулованного бродяги Дона Цезаря де Басан. Старшее поколение помнит эту ленту и первоклассную работу Жана Маре. Среднее поколение нашего времени (я имею в виду прежде всего столичную сцену) знакомилось с «Рюи Блазом» по очень яркому, но, разумеется, уже давнему спектаклю Малого театра с Борисом Телегиным в главной роли. И поэтому по-своему симптоматично, что постановку этой драмы Гюго во МХАТе имени Горького осуществил режиссер Малого театра Владимир Бейлис вместе с режиссером и актером (он же исполняет и заглавную роль) Валентином Клементьевым. Можно было бы вспомнить и сравнительно недавнего «Рюи Блаза» в московском ТЮЗе, где весьма удачно выступил молодой Николай Денисов, сыграв Рюи Блаза...
 В постановке МХАТа главный герой сразу завладевает зрителем: захватывает своим темпераментом, энтузиазмом, романтическим пафосом, который так остро отличал драматургию Гюго. В первых своих появлениях дворцовый лакей Рюи Блаз, так сказать,
зажат своим низким положением, но его любовь к молоденькой и несчастной королеве Испании Марии Нейбургской, решенная в лирическом ключе (с романтическим накалом), мгновенно вызывает к нему симпатию. А дальше — разворот характера, определенный и литературным первоисточником, и горячей индивидуальностью исполнителя. Этот статный красавец с горящими глазами и распахнутым навстречу любви благородным сердцем не мог не покорить Марию (прелестная молодая актриса Елена Коробейникова). Любовные сцены Рюи Блаза (под именем Цезаря де Басана) и королевы — замечательный лирический дуэт, подкупающий своей силой, искренностью, нежностью и красотой.
 ... Кстати, в спектакле все очень красиво. И чувства молодых, и великолепно решенные сценографии в четырехплановой проекции сцены в замке, где томится Мария. И уходящая вдаль анфилада залов и люстр, и роскошные костюмы художника
В. Севрюковой.Особо хочется отметить музыку, написанную одним из лучших наших нынешних композиторов — Шандором Каллошем. В ней есть все: и колорит, дух времени (конец XVIII века), и красота любви, и конфликтность (в том числе и чисто исторических) дворцовых козней и интриг... Короче, именно в этом спектакле музыка играет такую значительную роль, что на память приходят иные сюжеты Гюго, нашедшие себе прекрасные музыкальные эквиваленты: например, оперы «Эрнани» и «Риголетто» Верди, «Эсмеральда» — балет Пуни и опера Даргомыжского, да и... Стоит ли продолжать перечисление? Мне кажется, приведенных примеров вполне достаточно... Вот только, говоря о сценографии, не могу не подосадовать на то, что очень талантливая работа В. Серебровского во втором отделении, где действие происходит в доме Саллюстрия и временного пристанища Рюи Блаза, может быть, несколько слащава, очень уж многовато искусственных цветов... Что же касается драматургии спектакля: очень аккуратное
и почти трепетное отношение к первоисточнику, узнаваемость персонажей, а при этом свежесть и даже в некотором роде современность — я имею в виду прежде всего фабулу, смысл острой проблематики любовь и власть, счастье и расплата за него, трагическая ловушка для трех главных действующих лиц. А фабула эта и проблематика нашли отличное актерское решение в ювелирно разработанных постановщиками мизансценах. Позволю себе выспреннее слово: королева Е. Коробейниковой — просто истинный бриллиант. В ней и трагизм, и нежность, и беспомощность, и решимость, и жертвенность, и, разумеется, красота — как внешняя, так и внутренняя. Очень интересно играет организовавшего всю трагическую интригу самого ставшего жертвой собственных козней Дона Саллюстрия де Басана (это третий в ловушке) — актер В. Зикора выше всяких похвал. Называя открытия спектакля должно назвать М. Кабанова (Дон Цезарь де Басан), В. Ровинского (Дон Гуритан), а еще раньше них — С. Коркошко в «благородно-отрицательной» роли, в сущности, тюремщицы Марии, запрещающей королеве все на свете, кроме исполнения придворного этикета, герцогини Альбукерской.
  Вообще-то, наверное, самое главное в спектакле — это то, что он, от начала до конца ансамблевый, в музыкальном понятии органично многоголосый. Чего только, скажем, стоит развернутая сцена, когда Рюи Блаз (под именем Дона Цезаря), ставший волею королевы министром, страстно обличает синклит жадных, продажных и лживых «парламентариев» беспомощного короля Карда VI, который все время проводит на охоте. А Мария из-за занавеса слушает его справедливую гневную речь, восхищаясь человеком, которого любит...
 Повторю: спектакль сразу захватывает зрителя. Тем более, что для большинства, как я уже говорила, эта премьера — первое знакомство с одним из лучших романтических произведений прошлого. И не только: здесь встреча с настоящими чувствами (что касается и отрицательных героев — у каждого свое!), а чувства эти не стареют и поэтому не нуждаются в специальном осовременивании, которым, что греха таить, сегодня «болеют» многие театры.         

Рекомендованные статьи
02.04.2006

РЮИ БЛАЗ

Премьерой романтической драмы Виктора Гюго "Рюи Блаз" Московский Художественный театр им. М.Горького вновь подтвердил репутацию театра, в котором со сцены говорят поэтическим языком о проблемах вечных, а потому актуальных
01.04.2006

И лакеи любить умеют

Во МХАТе им. Горького прошла премьера драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз (Западня для королевы)». Постановка Владимира Бейлиса.