Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

«Литературная газета»: Обаяние и нежность натуры. МХАТ им. М. Горького: премьера спектакля по знаменитому роману

09.11.2018
Давно подмечено, что экранизация или сценическое воплощение хорошо известного публике литературного произведения зачастую становится ярким общественным явлением. Довольно примеров этому показал в свое время опыт Советского Союза, «самой читающей страны в мире», когда выход в свет кинофильма или спектакля, например, «Войны и мира» Л. Толстого, стал предметом горячих обсуждений на читательских конференциях в библиотеках, крупных публичных диспутах и дискуссиях. Ведь у каждого читателя есть свой, дорогой для него образ героя, и он его готов отстаивать, как говорится, с пеной у рта. Эти воспоминания вспыхнули в связи с премьерой спектакля по знаменитому роману И.С. Тургенева в МХАТ им. М. Горького.

Итак, спектакль «Отцы и дети» как явление искусства состоялся. О нем заговорили увлеченно и страстно с первого же представления, и не будем томить читателя и скажем, что это очередная работа уже известного талантливого режиссера Александра Дмитриева. Он осуществил ее с группой актеров, сравнительно недавно работающих в театре, за исключением, впрочем, Заслуженной артистки России и Карелии Лидии Матасовой, которая играет мать Базарова, Заслуженной артистки России Ирины Фадиной в роли Одинцовой, Заслуженных артистов России Александра Титоренко (П.П. Кирсанов) и Бориса Бачурина (Тимофеич). Для остальных участников спектакля МХАТтовская сцена – площадка малознакомая и, безусловно, трудная. И разговор о них – чуть ниже.

«Я люблю этот роман», – можно услышать в публике, выходящей из зала после спектакля. Ей не терпится поделиться впечатлениями, она взволнована, эмоционально заряжена и уносит с собой вдохновение и силу пережитого в ходе спектакля. Отчего так бывает? Конечно, в первую очередь потому, что авторам этой постановки удалось «зацепить за живое» зрительское сердце, удалось разбередить душу его – ведь спектакль поднял одну из важнейших проблем современной России – конфликт отцов и детей. Тайна столь животрепещущей зрительской реакции на спектакль – уже в самом названии его. Ведь что греха таить? Наше общество давно больно, его терзает и мучает та мера глубины конфликта, который разросся в своем неблагополучии. Здоровое общество никогда не позволило бы глумиться над стариками, разводить беспризорных детей, бить женщин. Это стало почти нормой нашей жизни. Разве не замечали, как в современных фильмах изо дня в день с наслаждением и удовольствием, с завидной удалью лупят с размахом по женским щечкам?! И все это под умные разговоры о назначении искусства! Где, наконец, тот благородный рыцарь, который скажет категорично и навсегда: не сметь! Сколько можно болтать о вреде бойни на экранах ТВ, о недопустимости пропаганды жестокости и садизма и ничего не делать, чтобы этого не было? Надо помнить о великой миссии русской классической литературы, которая несла в себе чувство ответственности и вины, видя неблагополучие народной жизни.

Сегодня нелишне напомнить, что Тургенев принадлежал именно к той великой плеяде русских классиков, которые не отделяли себя от русского народа. И роман «Отцы и дети» далеко не все его современники, сторонники «чистого искусства», одобрили. Более того, упрекали в недостатке художественности. Тургенев был действительно одним из самых политически заостренных русских писателей, и к теме «отцов и детей» обратился, чувствуя ее злободневность, политическую необходимость вмешаться в общественную дискуссию. Говоря современным языком, ему не давал покоя нерв политолога, неравнодушного к тому, по какому пути пойдет развитие русского общества. «Отцы и дети» – самый острый политический роман писателя. В этой связи мне представляется особенно интересным подход режиссера спектакля «Отцы и дети» Александра Дмитриева к решению проблемы идейной направленности спектакля. Он намеренно смягчает акценты в разногласиях оппонентов: Базарова и Кирсановых, специально заостренные автором романа. Осторожно, ненавязчиво Дмитриев внутренне округляет острые углы, тем самым подводя персонажей к взаимной сдержанности и даже теплоте в отношении друг к другу. Режиссер ставит задачу – облагородить институт семьи, сделать ее для всех прибежищем блага, тепла и радости. Уж больно жестока сегодня жизнь, слишком холодны и равнодушны друг к другу люди, слишком много неблагополучия в семьях. К достоинству режиссера эта трудная задача проведена в спектакле деликатно, ненавязчиво, и потому она благотворна. И, безусловно, исходя из этой установки, необычайно симпатичным и привлекательным становится образ Базарова. Артист обладает внешними данными, удивительно точно отвечающими тому, каким видел и описал его Тургенев; в Базарове есть и резкость, и острота, характеризующая бунтарство и смелость натуры, и удивительная и прекрасная свобода в проявлении себя как личности независимой. И тем не менее в нем спрятаны, и до поры до времени не открываются то обаяние и нежность натуры, которые так прекрасны в любви, в которую, когда она приходит, веришь. Артиста зовут Николай Коротаев, театр можно поздравить: еще один талантливый актер украсил замечательную труппу. Не могу не сказать и об образе Аркадия Кирсанова. Его играет Юрий Ракович, уже известный МХАТовскому зрителю. В целом все артисты вместе – это гармоничный благотворный ансамбль исполнителей. Спектакль оставляет светлое впечатление как картина интересной, насыщенной русской жизни, где люди – ее украшение на фоне великолепной, одухотворенной, животворящей природы. Таковы декорации.

Галина Ореханова, «Литературная газета», 7 ноября 2018 г.

Рекомендованные статьи
04.06.2018

«Закулисье»: «Отцы и дети» спорят и ищут правду в МХАТ им. М. Горького

В МХАТ им. М. Горького премьера – спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Сергеевича Тургенева, 200-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Казалось бы, зачитанное произведение из школьной программы, подробно разобранное на образы героев, которые искали ответы на вопрос о смысле жизни более полутора веков назад, и – на современной сцене одного из ведущих театров страны?
04.06.2018

Livejournal: «Отцы и дети». МХАТ представляет премьеру

В Москве заканчивается театральный сезон. Совсем скоро театры разъедутся на гастроли, ну а мы с нетерпением будем ждать новых спектаклей и вспоминать все то, что так нас восхитило в сезоне прошедшем.Перед тем, как уйти на каникулы, легендарный МХАТ им. Горького сделал настоящий подарок своим зрителям. 24 мая на прославленной сцене состоялась премьера спектакля «Отцы и дети» по бессмертному произведению Тургенева.
21.06.2018

«Театральный мир»: Да здравствует классика!

Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.Василий Осипович КлючевскийБолее полутора столетий отделяет нас от выхода в свет романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», и все это время споры вокруг него не утихают. Его неоднократно экранизировали, ставили на многочисленных театральных сценах, переводили на различные языки...
04.09.2018

«Клуб»: «Отцы и дети»

– Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя… А.С. Грибоедов. «Горе от ума» Две значительные даты сошлись в 2018 году: двухсотлетие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева и 120-летие основания Московского Художественного театра. Разумеется, даты эти не могли миновать друг друга, и они встретились: МХАТ им. М. Горького под руководством Народной артистки СССР Т.В. Дорониной представил драму «Отцы и дети» по одноименному роману Тургенева (режиссер Александр Дмитриев).