Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Костюмер в театре – больше, чем костюмер!

15.04.2008

Жизнь актеров - это не только букеты цветов и аплодисменты публики, но и огромный труд, душевные и физические силы, отданные творчеству. Обратная сторона медали, как правило, скрыта от зрителя. Премьера пьесы «Костюмер» состоялась в этом сезоне во МХАТе им. Горького. Режиссер постановки - народный артист России Анатолий Семенов, он же исполнитель одной из главных ролей.

«Костюмер» - тонкая психологическая драма, повествующая о труппе провинциальных актеров, которые разъезжают по небольшим городам Англии и играют шекспировский репертуар. В основе сюжета - сложные взаимоотношения двух мужчин: старого артиста, премьера труппы, сэра Джона (А. Семенов) и его никому не известного костюмера Нормана (Б. Бачурин). Одному выпали на долю жизнь ради искусства и сладость славы, другому досталось скромное существование рядом с талантом. Они антиподы, составляющие единое целое.

Пьеса британского драматурга Р. Харвуда появилась в 60-е годы и сразу же стала популярной. Место действия - один из английских театров. Перед нами интерьер типичной гримерки: столик с зеркалом, небольшой диванчик, кресло, портрет Шекспира на стене. «Костюмер» идет на малой сцене МХАТа, в компактном зале декорации закулисья смотрятся особенно удачно, создавая у зрителя ощущение причастности к происходящему.

Итак, вечером должно пройти представление «Короля Лира». Сложность ситуации состоит в том, что сэр Джон, исполняющий главную роль, психически нездоров. После нервного срыва, случившегося накануне, он, по настоянию врачей, был помещен в больницу, откуда в последствии сбежал, чтобы выйти на сцену. До спектакля остается несколько часов. Помочь актеру может только его давний друг - костюмер Норман. Это человек умный, тактичный, с прекрасным чувством юмора и беспредельно терпеливый. Для сэра Джона, оказавшегося в крайне тяжелом психологическом состоянии, Норман становится единственной надеждой на выздоровление. Зритель с трепетом наблюдает за ловкими маневрами изобретательного костюмера, сочувствуя положению обоих героев.

В ход событий вмешивается молоденькая Аирин (Е. Ливанова) - актриса, поступившая в театр на амплуа «простушек», которая едва не разрушает сложившийся многолетний дуэт артиста и его костюмера. Аирин мечтает о более интересных и больших ролях, чем, например, роль пажа в сегодняшнем спектакле. Легкомысленная и амбициозная, она готова уверенно идти к цели. Свои таланты и достоинства Аирин демонстрирует неравнодушному к женскому полу сэру Джону...

Параллельная интрига - отношения сэра Джона и его жены, Миледи (И. Фадина). Уставшая от постоянных переездов, напряженной работы, она хочет изменить образ жизни, старается просьбами и упреками уговорить мужа оставить театр. Миледи пытается убедить артиста подумать о здоровье, не участвовать в вечернем спектакле. В душе героини противоречивые чувства: с одной стороны - преданность общему делу, долгу, верность искусству, с другой - переживания за близкого человека, желание ему помочь. Она также участвует в сегодняшнем «Короле Лире», в зале ожидается аншлаг. Решение остается за сэром Джоном.

Зритель внимательно следит за ходом событий и не может предугадать, состоится ли вечернее представление или будет отменено. Актеры очень тонко передают нестабильную, нервозную атмосферу, царящую за кулисами.

Развязка необычна и очень драматична. После все-таки состоявшегося выступления, прошедшего успешно, главный артист тихо и как-то незаметно... умирает в своей гримерной. К этому времени театр уже опустел, и рядом с несчастным героем остается только преданный до последней минуты костюмер. Норман сам изможден и утомлен событиями этого тяжелого дня, ведь исключительно благодаря его стараниям актер, исполняющий главную роль, вышел сегодня на сцену. Несмотря на сложный, деспотичный и капризный характер, сэр Джон был для Нормана очень близким человеком на протяжении многих лет. Что делать дальше? Куда идти? - вот вопросы, которые теперь тревожат героя.

Пьеса «Костюмер» - это история, исполненная драматизма и щемящей грусти. Рассказ об одном дне из жизни провинциальных актеров и в то же время повесть о вечном: о человеческих взаимоотношениях, дружбе, преданности, самозабвенной любви к искусству.

Рекомендованные статьи
15.04.2008

О РЫЦАРЯХ ТЕАТРА

Да, о рыцарях театра - о знаменитых, и тех, кого публика не видит на подмостках, рассказывает премьера МХАТ им. М. Горького "Костюмер". Пьеса английского драматурга Рональда Харвуда не случайно оказалась в ряду театральных бестселлеров нашего времени. Ибо ее сюжет, характеры персонажей заключают в себе благодатный повод рассказать о невидимых публике слезах, страстях, радостях и горестях, происходящих в кулисах театра. Тем более, что сам автор пьесы, в полном смысле этого слова, человек театра: служил и актером, и костюмером в труппе известного английского трагика сэра Дональда Вулвита, завещавшим ему издать историю его жизни. Так, последние страницы "Биографии сэра Дональда Вулвита" и стали сюжетом драмы "Костюмер".