Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

Когда звучит голос эпохи, или Случай с Савельевым

21.09.2010

Во МХАТ им. М.Горького состоялась премьера спектакля по пьесе Константина Симонова «Так и будет»

Среди театральных премьер прошлого сезона спектакль по Симонову стоит в особом ряду. Ведь это тот самый случай, когда режиссеру не нужно и думать о том, чем он будет «удивлять» зрителя.

Драма, написанная Константином Симоновым в годы Великой отечественной (тем-то она и ценна) разворачивается в интерьере московской квартиры, уютно обустроенной народным художником России В.Серебровским, куда после трех лет военного лиха проездом заходит хозяин, полковник Дмитрий Иванович Савельев (н.а. России В. Клементьев). И застает здесь новых хозяев – архитектора Воронцова Федора Алексеевича (н.а. России В. Ровинский) и его дочь Олю (з.а. России И. Фадина). Война грохочет где-то вдали, а здесь тишина и покой, и на месте все фотографии в кабинете Савельева – свидетели его счастливой довоенной жизни, которой уже никогда не будет. Потому-то столь безулыбчив и подчеркнуто безучастен в общении с людьми Дмитрий Иванович. Война обожгла его душу, и Клементьев мастерски передает это – даже взгляд у его героя словно присыпан пеплом.

Герой Клементьева – центральная, мощная фигура в спектакле, как только он появляется, вокруг него начинает вертеться вселенная этой квартиры. Полковника, конечно, не отпускают в гостиницу, и его ординарец Вася Каретников (Ю. Болохов), до войны мечтавший стать актером, становится на эти дни другом дома. Да, собственно, все боевые товарищи Савельева, включая «сына полка» Ваню (Петя Клементьев), становятся друзьями этого дома. А вот некоторым не повезет, а именно, поклоннику Оли, молодому амбициозному архитектору Сергею Синицыну(з.а. России М. Дахненко).

Перед зрителем проходит целая галерея ярко вылепленных характеров – отличительная черта спектаклей, поставленных н.а. СССР Татьяной Дорониной. Зритель отвык от этого, нынче в моде всевозможные «интерпретации» со схематично очерченными героями и расплывчатыми мотивами их поступков. И великое счастье окунаться в атмосферу спектаклей МХАТ им. М.Горького, который, наряду с Малым театром, называют порой «музеем», но всякий раз убеждаюсь, остроты жизни , здесь достанет на многие «не музеи».

Колоритен полковник Иванов в исполнении з.а. России А. Самойлова, этот гусар ВОВ, лихо закручивающий ус, которому посчастливилось получить отпуск, и к дочке он едет не с пустыми руками. Савельев отдал ему новую куклу, которую ему теперь некому дарить, семья его погибла в первые дни войны. Общение друзей столь заразительно, что аплодисменты звучат едва ли не после каждой из реплик, не говоря о финале сцены, где Савельев провожает боевого товарища. И происходит это потому, что время навсегда отпечаталось в чеканных строках Константина Симонова, и аромат его умело передается в постановке.

За несколько дней Савельева, как в воронку, вкручивает в общение с людьми – такова его натура. На встречу с ним приходит Анна Григорьевна Греч (Т. Миронова), замечательный военврач, в полевом лазарете которой пришлось побывать и Савельеву. Актеры с воодушевлением играют военное братство своих героев, играют как бы исподволь, потихоньку, а оно невольно вырастает в эпический образ, и столь прекрасно своей силой, верностью, настоящестью, что тебя почему-то охватывает тоска – в нашей жизни давно днем с огнем не сыщешь таких отношений. Редким счастливчикам, кто прежде всего сам способен быть другом, выпадает иметь настоящих друзей, а большинство и не знает, что это такое. И это главное впечатление от спектакля.

Клементьев умудряется ярко сыграть хорошего человека (всем ведь нравится играть негодяев, где якобы можно блеснуть), а его Савельев столь целен, надежен и обаятелен, что ему безусловно веришь. Полковник Савельев несет в зрительный зал весть из того времени, в котором прошел войну сам Константин Симонов, и которое выковывало характеры не менее «гвоздевые», чем во времена Гражданской войны.

Спектакль, несомненно, отмечен автобиографическими чертами – историю любви поэта и актрисы (Валентины Серовой) знали все. И стихотворение «Жди меня» в разгар войны в тысячах писем, как заклинание, бойцы посылали любимым. «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…» - сколь гениальные в своей простоте строки,и столь магические. В спектакле не стали мудрствовать над тем, как удивить зрителей чтением всем известных строк. Валентин Клементьев, прекрасный чтец, читает стих в открытой манере, не жалея голоса и вкладывая в свое исполнение всю ту страсть влюбленного поэта и солдата, которая испепелила когда-то листки военного блокнота.

Клементьев убедительно сыграл зарождение чувства к Оле, сердце сурового полковника, незаметно для него самого, оттаивает на наших глазах. Вот такой «случай с Савельевым». Эти двое идут навстречу друг другу словно наощупь, медленно, осторожно, преодолевая невидимый лес преград. Просто они не имеют права на ошибку - она будет гибельной для обоих.Тонко, изящно ведет свою роль И.Фадина, и очаровательная женственность ее Ольги побеждает настороженного, готового к долгому одиночеству Савельева. В ее устах молитвой звучит это все определяющее в пьесе «Так и будет!», звучит ободряющим знаком, тем ради чего нужно ждать вопреки всему, ждать всем смертям назло, и «трава – повторяет она слова самого Савельева, - будет синяя, а небо зеленое!». Все утверждающее «Так и будет» полное оптимизма и веры в скорую Победу звучит и из уст архитектора Воронцова на проводах Дмитрия Ивановича с Васей и Ваней. И не случайно это заклинание так напоминает слова из Обращения Сталина к народу в первые дни войны: «Наше дело правое. Мы победим. Враг будет разбит». Этой верой была определена великая Победа, ею пронизан и весь спектакль.

Когда участников постановки спрашивают о том, не было ли у них сомнений в том, что они будут правильно поняты с премьерой по Симонову, когда над Россией витает дух упадничества, когда армия наша до предела унижена, а по Красной площадив день 65-летия Великой Победы, наряду с настоящими победителями, маршируют и те, кому больше пристало бы сидеть на гостевых трибунах? Они уверены в правоте своего выбора, убеждены в том, что слово Константина Симонова - их слово, которое отзовется добром в душах и что-то сдвинет в сознании. Поистине прием этого спектакля, который мне пришлось увидеть на премьере – лучшее доказательство этой убежденности.

У Дорониной смелый, блистательный финал – из громкоговорителей в день Победы раздается голос Сталина. И зритель изумленно внимает ему, мгновенно считывая атмосферу момента. Прожекторы высвечивают две группы героев на авансцене – военных и гражданских. Два мира наконец-то получили возможность стать одним целым и начать восстанавливать свое Отечество.Финал потрясает правдивостью и умением поставить точки над i. Зал погружается в многоминутную овацию. Теперь втеатре такое редко увидишь. Виват, Доронина, виват!..

Рекомендованные статьи
15.06.2010

Как никто другой

Премьера во МХАТе имени Горького на фоне «текущего момента» …Оттерев и оттеснив генералиссимуса Сталина от праздника Победы своими тщедушными плечиками, высокопоставленные "державники"…
31.05.2010

Любовь, надежда и вера посреди той войны

МХАТ имени М. Горького поставил пьесу Константина Симонова, написанную в 1944 году На премьере этого спектакля, состоявшейся в канун 65-летия Великой Победы, когда после закрытия занавеса бурными…
31.05.2010

Свет Победы

    «Про батарею Тушина было забыто…» Кто сказал «забыто»? Не забыто, и не может быть забыто никогда. На обширном сценическом пространстве столичных театров, охваченных, как эпидемией…
31.05.2010

Да будет так

Беседа с ведущим артистом МХАТ им. М. Горького, народным артистом России Валентином Клементьевым. – Действие пьесы «Так и будет», которую театр выбрал к постановке в честь 65–летия Победы в…