Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

«Клуб»: «Отцы и дети»

04.09.2018

– Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя…

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Две значительные даты сошлись в 2018 году: двухсотлетие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева и 120-летие основания Московского Художественного театра. Разумеется, даты эти не могли миновать друг друга, и они встретились: МХАТ им. М. Горького под руководством Народной артистки СССР Т.В. Дорониной представил драму «Отцы и дети» по одноименному роману Тургенева (режиссер Александр Дмитриев).

Что привлекло театр к произведению, созданному более 150 лет назад? Общечеловеческое содержание зарождения новых идеалов, будоражащих умы и вызывающих яростные споры. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – спокойно, как о нечто твердо решенном говорит Базаров (Николай Коротаев) и продолжает: «Сперва нужно место расчистить». Как неожиданно созвучно нашему времени прозвучали эти слова ниспровергателя привычного склада мышления, готового выплеснуть за борт все «лишнее», без чего, однако, жизнь не полна.

Помнится, в свое время западные советологи с завистью говорили, что в СССР нет раскола между поколениями, так надежны были идейные скрепы революционных лет, Великой Отечественной войны, освоения космоса… Истоки произошедшей геополитической катастрофы, разорвавшей эту, казалось, незыблемую связь между поколениями отцов и детей, пытается проанализировать популярный современный литератор Дмитрий Быков в своем послесловии к роману Тургенева: «В России в силу ее циклического развития каждые 15–20 лет сменяется идеологическая матрица, и каждое следующее поколение оказывается в идеологическом – да и нравственном – перпендикуляре к “отцам“». Только почему-то эта «цикличность», по Быкову, начинается с «идеалистов сороковых годов», а современный период характеризуется приходом «имперских реваншистов». Все-таки прав Пушкин, советовавший собратьям по перу: бойтесь пристрастия любимой мысли.

Спектакль МХАТовцев тем и привлекателен, что, следуя неспешному течению романа Тургенева и сохраняя обаяние его образной стилистики, языка, тонкого аромата тургеневской поэтики, сумел не назидательно, по-школьному осудить базаровский максимализм отрицания всего и вся, а раскрыть его истоки и сделать это убедительно, в доверительной манере. Предельность требований героя дает сбой, наткнувшись на естественное чувство любви, но лишь перед смертью он впервые воспринимает живую индивидуальность другого человека как ценность. По точной характеристике Дмитрия Писарева, современника Тургенева, Базаров относится к тем людям, которые, «разрушая то, что было до них, воображают себе, что они соль земли и чистейшее выражение человечности», в чем и «заключается их ограниченность и односторонность».

Спектакль захватывает, как полноводная река, не отпуская зрительского внимания, в первую очередь, мощью тургеневского таланта, не усеченного «современным» прочтением, а также прекрасными декорациями (художник Владимир Федотьев), с тонкой поэтичностью представившими быт героев, сформировавший их характеры (не так уж часто раздаются в современном театре аплодисменты художнику при открытии занавеса). Не случайно оба постановщика, режиссер А. Дмитриев и художник В. Федотьев, как это было принято в старом Художественном театре, ездили на родину Тургенева, в имение Спасское-Лутовиново, чтобы напитаться той удивительной атмосферой неотразимого обаяния русской природы и быта «дворянских гнезд», что так гармонично воплотилась в спектакле.

Специфика тургеневского письма нашла точное выражение в актерском ансамбле. Нигде не прерывалась нить психологического состояния, все проживалось глубоко и достоверно. То был настоящий Художественный театр, живое доказательство верности его великим традициям, провозглашенным Станиславским и Немировичем-Данченко

Достоинством спектакля МХАТовцев, и достоинством немалым, является не только максимальное приближение к миру авторских идей и образов, но и неожиданно открытая зрителям актуальность предупреждения Тургенева об опасности людей, которые, по словам Писарева, «отдаваясь в полное распоряжение какой бы то ни было господствующей теории… заменяют критику подобострастным поклонением, оказываются людьми узкими, бессильными и часто вредными». Это тургеневское предупреждение, исподволь включенное в замысел постановщика, напрямую адресовано нынешнему поколению, «атомизированному» гаджетеми не только идеологически, но и технологически. Фрагментарное клиповое сознание почти отучило наших современников от усидчивого размышления – и театр возвращает нас к нашим истокам, к желанию взять в руки тургеневский роман и насладиться живой силой и красотой русского языка.

Как ценные в театре минуты сосредоточенной тишины – всегда верного знака работы души, что неизменно являлось целью русского искусства.

Н.К.Ончурова, журнал «Клуб», сентябрь 2018 г.

Рекомендованные статьи
04.06.2018

«Закулисье»: «Отцы и дети» спорят и ищут правду в МХАТ им. М. Горького

В МХАТ им. М. Горького премьера – спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Сергеевича Тургенева, 200-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Казалось бы, зачитанное произведение из школьной программы, подробно разобранное на образы героев, которые искали ответы на вопрос о смысле жизни более полутора веков назад, и – на современной сцене одного из ведущих театров страны?
04.06.2018

Livejournal: «Отцы и дети». МХАТ представляет премьеру

В Москве заканчивается театральный сезон. Совсем скоро театры разъедутся на гастроли, ну а мы с нетерпением будем ждать новых спектаклей и вспоминать все то, что так нас восхитило в сезоне прошедшем.Перед тем, как уйти на каникулы, легендарный МХАТ им. Горького сделал настоящий подарок своим зрителям. 24 мая на прославленной сцене состоялась премьера спектакля «Отцы и дети» по бессмертному произведению Тургенева.
21.06.2018

«Театральный мир»: Да здравствует классика!

Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.Василий Осипович КлючевскийБолее полутора столетий отделяет нас от выхода в свет романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», и все это время споры вокруг него не утихают. Его неоднократно экранизировали, ставили на многочисленных театральных сценах, переводили на различные языки...
09.11.2018

«Литературная газета»: Обаяние и нежность натуры. МХАТ им. М. Горького: премьера спектакля по знаменитому роману

Давно подмечено, что экранизация или сценическое воплощение хорошо известного публике литературного произведения зачастую становится ярким общественным явлением.