Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

«Синяя птица». Камень-шишка-нос

09.04.2019
«Вся синяя птица» – не единственный синий герой сказки Метерлинка. Прежде, чем отправиться за синей птицей, Тильтиль и Митиль встретят фею Берилюну, имя которой может вполне восходить к бериллу – полудрагоценному зеленовато-голубому минералу цвета морской воды. Цветовая гамма камушка колеблется от темно-синего до изумрудного, от розового до бесцветного. Благороднейшие – изумруд и аквамарин – приравнивались к сапфиру и алмазу.

Кстати, и Синяя птица ведет себя подобно камню – то обретет цвет, то потеряет, то посинеет, то порозовеет.... Название минерала уходит корнем в санскрит и глубже – в язык дравидов. Заимствованное латынью как berillus (где буква «y» была заменена на «i») было сокращено как «brill», откуда произошло итальянское «brillare», французское «brille» и наш «бриллиант». Из бесцветных бериллов в старину изготовлялись оптические стекла, отсюда возникло немецкое слово «brille» – очки (привет вам, волшебник Изумрудного города и прочая фентезиада!). Короче, берилл – и мечта, и жизнь, вбирающая и испускающая свет.

Вот и шапочка с алмазом у Тильтиля – зеленая. В одной из ремарок, не вошедших в режиссерскую версию, алмаз на шапке воздействует на шишку на голове, о которой люди не догадываются. Сейчас бы ее назвали сенсорной кнопкой.

Самой фантастической сценой спектакля, дольше всех сопротивлявшейся купюрам – «Царство Будущего» или «Лазоревое царство». Здесь зритель вместе с героями оказывался как бы внутри берилла. Философский камень Метерлинка оказался битком набит невероятными изобретениями, напоминающими сейчас начинку павильонов и сельхозделянок ВДНХ (все сбылось?). Именно здесь разворачиваются главные философемы бельгийского поэта и драматурга. Здесь же была всегда задействована толпа молодых студентов Школы-студии МХАТ. Берилл оказывается застывшим временем, связывающим души узами предначертанной судьбы точно так же, как вещество предмета связывало молчанием души Огонь, Воду, Сахар, Хлеб, Молока, Кота и Пса.

Но это не все. Лазоревое царство сгущалось и обретало форму в душах детей и рассеивалось в образах их ангелов-хранителей. Для этого Станиславский применял тонкую прозрачную (транспаретнтную) ткань с нанесенными на нее силуэтами. Такой же транспарент в виде сероватого тумана присутствует и в Стране Воспоминаний – «Царстве Прошлого», где забвение лишает вещи цвета. Здесь память детей оживляет и расцвечивает все. Стало быть, мы, живые сущности, внутренняя ртуть берилла? Наверное, так. Но если мы управляем царством прошлого, то в царстве будущего нам места нет, Время выгоняет детей, они вынуждены прятаться. Но и Синей птицы настоящей в Лазоревом царстве нет – она розовеет, как несбыточная мечта, а по-настоящему синяя птица дожидается героев дома, чтобы при первой возможности упорхнуть и сесть на соседнюю ветку.

Синяя птица далеко, Синяя птица рядом, не дальше сердца и ума. Берилл пишут, помогает от насморка и простуды, гармонизирует нервную систему, очищает от негативной энергии, вселяет бодрость духа, хранит любовь, дружбу и семейный очаг, а также способствует развитию мышления и обостряет ум (ни грамма декаданса, между прочим). Ну и, берилл –талисман путешественников и странников. Длинна их вереница.

Но вернемся к Фее. Фея Берилюна представала перед детьми в образе чудаковатой старушенции, весьма напоминающей соседку Берленго (фамилия сильно напоминает берлинго – так назывались полупрозрачные пирамидальные карамельки на основе цукатов, впервые появлившиеся в Европе в XIV веке при первом Авиньонском Папе Клименте V. Гюстав Эссерик с 1851 года дал новый импульс индустриализации производства и начал продажу мятных берлинготов по всему миру. Мятная зеленая прозрачная пирамидка – чем не философский камень?

Итак, старушка-фея: у нее горб, глаз выколот, на длинном носу – очки. Во время незаметного превращения костюм старушки быстро скидывался, и из него, как из ореховой скорлупы, возникала прекрасная принцесса. В этот момент «камни, из которых сложены стены дома, начинали светиться, делались синими, как сапфиры, прозрачными и ослепительно сверкали, как драгоценные камни», – комментировал Метерлинк.

«Вся фея – из золоченых песчинок и камней, преимущественно зеленых», – приписано к фотографиям в альбоме эскизов художника Владимира Егорова. Главное в чудесном превращении – не забыть отцепить злополучный нос. Вначале он был длинный и очень мешал. Потом его слегка укоротили – всему своя мера.

Юлиана Бачманова, 19 февраля 2019 года

Фото: из недр костюмерных, музея МХАТ, недавно выпущенной музеем книги «“Синяя птица”. Художник В. Егоров».

Рекомендованные статьи
02.12.2010

«Синяя птица» сто лет спустя

     «Синяя птица» - легендарный спектакль XX века, который по праву может быть зане­сен в Книгу рекордов Гиннесса. 13 октября 1908 года на сцене Московского Художествен­ного театра состоялась…
11.02.2019

«Культура»: Очень важная птица

Философский клуб – первый из проектов-спутников, инициированных новым руководством МХАТ им. М. Горького. По убеждению Эдуарада Боякова, театр без обратной…
09.04.2019

«Синяя птица» Романа Снегура

Роман Снегур – сын замечательного художника-абстракциониста, белютинца Игоря Снегура, который в 1966 году, в Туле, ввел цветомузыку и пантомиму в спектакле «След…
21.05.2019

Шагом марш – за Синей Птицей!

МХАТовская феерия «Синяя птица» – не просто спектакль-фантазия, спектакль-аттракцион, но и спектакль перформанс, где очень многое зависит от хореографии…