Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

К 50-летию Народного артиста России Валентина Валентиновича КЛЕМЕНТЬЕВА

14.11.2011

Беседа с заслуженной артисткой России Генриеттой Владимировной Ромодиной

Валентин Валентинович Клементьев пришел во МХАТ в 1989 году, довольно юным, провинциальным актером, который работал в Московском областном драматическом театре 6 лет по окончании ГИТИСА. По сути этот театр большую часть года работал в режиме гастролей. Поэтому В.В. Клементьев объездил с театром почти всю Россию: от крупных городов до самой глубинки. Этот огромный запас жизненных впечатлений и наблюдений, очень ему помог и помогает в работе.

Когда он появился в составе прославленной мхатовской труппы, как приняли его старейшины, так сказать, хранители традиций, к которым, безусловно, относитесь и Вы? Как запомнилось его первое появление втруппе?

– Мне очень понравился его показ, не помню точно отрывок, но мне понравилась его органика, его данные. Одной из первых ролей у него была роль Есенина, в спектакле «Версия Англетер» (А. Яковлев, «Версия Англетер», постановка народной артистки СССР Т.В. Дорониной). Я видела, как он растет, как он углубляется в поэтическую стихию Есенина, как ончувствует своего героя.

Он принадлежит к нашей школе, мхатовской. Он закончил в ГИТИСе курс Касаткиной-Колосова, но школа мхатовская, то есть это театр,который идет от органики, это театр переживания. И что мне еще всегда оченьв нём нравилось – он очень серьезно относится к профессии. Ведьв нашем деле очень легко остановиться, набрать хороших штампов и потом эксплуатировать их всю жизнь, не развиваться. В конце концов всё это приводит к тому, что человек иссякает. А вот Валентин все время ищет, наполняется, причем не отходя от своей индивидуальности.

Клементьев – человек-герой, для которого в роли очень важен исполняемый характер. Потому ему хорошо удаются и отрицательные роли, в которых ярко проявляется натура человека.

Но главное – он не приемлет избитых трактовок, банальных рисунков роли, не терпит безучастного существования в русле уже кем-то сыгранного. Вот, например, Мышлаевский. Эту роль играли великие артисты, например, Борис Добронравов в мхатовской постановке 1926 года, Владимир Басов в киноверсии.

И вот Клементьевв конце 80-хполучилроль Мышлаевского (М.А. Булгаков, «Белая гвардия», постановка народной артистки СССР, Т.В.Дорониной). Я считаю, что это очень большая удача артиста. Мышлаевского трудно провалить, но обычно играют, опираясь на внешнюю сторону характера, уходят в истерику, в некую потерянность. Мышлаевский Клементьева – человек глубоко страдающий, при этом человек абсолютно не сломленный. Спектакль у нас шел довольно долго, и Клементьев прибавлял от спектакля к спектаклю, от исполнению к исполнению образ набирал объемность имногомерность, наполнялся красками и звуками. Я считаю, что это одна из его самых удачных ролей. В этом образе исполнение Клементьеваочень индивидуальное и запоминающееся.

– Да, заметно, что эту роль он любит. У него особое пристрастие к этой роли. При этом важно помнить, что мы знаем спектакль «Дни Турбинных». А Т.В. Доронина поставила этот спектакль на основании нескольких вариантов романа «Белая гвардия» и проб Булгакова написать именно пьесу «Белая гвардия». И его проникновение в литературный материал глубокое, вдумчивое, с выходом на события нынешних дней.

– Я с вами абсолютно согласна. И это меня как коллегу очаровывает в нем. Потому что с ним интересно.

Посмотрим, к примеру, на его недавние роли. Мне очень нравится, как Валентин Валентинович играет Людовика XIV (спектакль «Комедианты господина…» по пьесе М.А. Булгакова «Мольер», постановка народной артистки СССР, Т.В. Дорониной), потому что опять-таки ему удалось найти свою неповторимую трактовку этого образа.

В спектакле «Униженные и оскорбленные» (Ф.М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные», постановка народной артистки СССР, Т.В. Дорониной) он играет князя Валковского, человека эгоистичного, подлог, низкого. И здесь он от раза к разу наращивает, углубляет образ, перевоплощается абсолютно. Я занята в десятой сцене и вижу его сцену из кулис. Все время появляется новое, образ восходит почти к библейскому обобщению – это ТОТ, кто оскорбляет и унижает.

Или вот роль как Муров (А.Н. Островский, «Без вины виноватые», постановка народной артистки СССР, Т.В. Дорониной). Опять обратимся к истории -великолепный пример перед глазами, Борис Николаевич Ливанов. Он и в кино, и у нас в театре играл эту роль. Казалось бы, трудновато соперничать. Но Клементьев создал свой образ и при этом очень убедительный. А ведь он играет в паре с великой актрисой, Т.В. Дорониной и нужно соответствовать профессионально, а это поверьте – очень непросто. И делает он это достойно.

– Генриетта Владимировна, а Несчастливцев? Азбука русской сцены, основа основ. Самые великие трагики обязательно играли эту роль. И вдруг такой неожиданный выбор, такая нестандартная трактовка… Клементьев слишком изящен для этого образа, в нем есть какой-то изыск, вам не кажется?

– У каждого актера есть что-то свое. К стандартному исполнению роли Несчастливцева («А.Н. Островский «Лес», постановка народной артистки СССР, Т.В. Дорониной), мы, возможно, просто привыкли. Мы читаем, как играли великие актеры, и у нас складывается определенный стереотип. А Клементьев играет не просто громогласного трагика, актера-неудачника, а трагика, вышедшего из высокопоставленной дворянской семьи. То есть в полном соответствии со школой исходит из предлагаемых обстоятельств. Очень интересная и крайне самобытная трактовка. Такого Несчастливцева еще не было.

– Да, у него даже внутренний рисунок психологически тяготеет к семейной истории, он пытается разобраться: как женщина, перед которой он действительно благоговел и преклонялся могла так нравственно опуститься. И страдает Несчастливцев более от этого, чем от собственных неурядиц и неустройства.

– Клементьев никогда не отбрасывает свою индивидуальность, он ее использует для того, что бы что-то новое найти в роли от себя, это создает органику, то есть образ становится органичным. Это МХАТ!

Я таких актеров глубоко уважаю, потому что мне посчастливилось и играть со многими и побыть ученицей больших актеров: и Грибова, и Кторова, и Станицина. Мне очень нравится то, что он не отходит от своей индивидуальности, он не начинает кому-то подражать, он идет от себя, но при этом каждый раз мастерски перевоплощается.

– Если отвечать на вопрос- а что сегодня осталось от старого великого МХАТа? И что вы вкладываете в понятие «среда», чем среда МХАТа им. М. Горкого отличаетсяот других театров?

– Среда – это понятие многослойное. Это и люди, и стены, и история. В том числе история отношений. Это сыгранные спектакли. Это отношение к собственной истории. Это уважение к театру, к людям, к тому, что ты делаешь, дисциплина в театре. А это, поверьте, не пустяк, дисциплина формирует, создает обстановку. И я думаю, что у нас это сохранилось.

– Позволю себе добавить. Это отношение доброжелательности, тепла, излучаемого при встрече с любым актером, каждый день. Вот, например его отношения с коллегами, они радуются успеху друг друга. Радуются, когда у другого получается роль.

– Это и есть отношение к работе. Быть актером театра очень трудно, это совершенно не то, что сниматься в сериалах, хотя там тоже можно очень хорошо работать, и большие актеры – они всюду большие, и в кино, и в сериалах. Но там другая обстановка. Там помогает очень многое – свет, техника, монтаж и так далее. А когда человек выходит один на один на публику, он, как говорится, голенький стоит. И сразу становится видно, что у него есть, а чего нет. И многие киноактеры в театре состояться не могут. Не дано.

А Валентин Клементьев – большой театральный актер. И то, как он относится к театру, к людям театра тоже есть часть мхатовской этики, нашей великой традиции. Как говорил Станиславский «надо любить искусство в себе», а не себя, как у нас сейчас принято, в искусстве. Поэтому удача, когда она приходит, касается всех нас, она для всего театра удача, а не только для кого-то отдельно.

Крупнейшие актерские достижения В.В. Клементьев осуществил в постановках Т.В. Дорониной. Это вполне естественно. Но, говоря о Клементьеве, мы не можем пройти мимо отношений творческого сотрудничества, которые сложились у него с В. Беляковичем.

Белякович все-таки режиссер, так сказать, не совсем мхатовского направления, он сам называет себя учеником Мейерхольда .

У Валентина есть особый вкус к творчеству Беляковича, во всяком случае роли которые созданы актером в постановках именно этого режисессера очень интересны.

– Значительные роли и запоминающиеся.

- Тот же Сатин (М. Горький, «На дне») невероятно интересен. Мы знаем рисунок этой роли у Станиславского, да и более поздних примеров немало. Ноу Клементьева создан особый, уникальный характер, тем более что он очень точно вписалcя во внутреннюю стилистику Беляковича.

– Да, Сатин в исполнении Клементьева – это веха. Он просто заново это играет. Он играл и в «Макбете» (У. Шекспир, «Макбет», постановка В. Беляковича) и в «Свалке». И в обеих этих постановках Беляковича играл очень хорошо.

– Вот эти две выдающиеся роли у Валентина Сатин и Понтий Пилат (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»). Сейчас есть возможность сравнить, и телевидение большое внимание этой вещи уделяет, и театры, много вариантов. Но в общем-то публика единогласно сходится во мнении, что спектакль «Мастер и Маргарита» в версии МХАТ им. М. Горького - лучший. И я считаю, что вклад Клементьева в этот спектакль - особый.

На сегодняшний день в репертуаре МХАТ им. М. Горько три пьесы связаны с войной. Я имею в виду спектакли Арбузова «Годы странствий», где Лаврухина играет Валентин Валентинович, затем великолепно поставленный Теркин, где Клементьев читает от автора, и третий спектакль (К. Симонов, «Так и будет»), посвященный 65-летию Победы в великой отечественной войне, где он играет полковника Савельева. Как он находит краски!.. Тончайшие нюансы!.. Откуда в нем, в человеке родившемся в 1961 году, это внутренне прозрение, это потрясающее постижение эпохи? Когда он выходит на сцену – текут слезы, потому что веришь абсолютно, что это человек исключительной порядочности, высоты, самых лучших человеческих качеств.

– Вы знаете, я думаю это как раз и есть подтверждение того, что Валентин Клементьев ­ подлинный мхатовский актер, Артист с большой буквы, овладевший в совершенстве искусством перевоплощения. Не так уж много у нас сейчас таких актеров. Есть так называемее звезды, непонятно с какого небосклона, а это настоящий актер. Это действительно коллега, с которым интересно работать.

Пожелаем же Валентину Валентиновичу дальнейших побед!

Беседу вела Ксения Алексеева