Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

Иван Крепостной, драматург

17.04.2019

– Как рождался текст?

– Пьеса «Последний герой» написана в феврале 2018 года. Это своеобразное завершение (во всяком случае, на сегодняшний день) более чем двадцатилетней драматической тетралогии, где главный герой – Старик, мучительно вспоминающий военную молодость в «Фокстроте», трагично вешающийся в «Пенатах», воюющий за идеалы молодости в «Западном форте». Старик из «Последнего героя» вобрал в себя черты всех моих любимых стариков, живых и ушедших: деда, отца, дяди, тестя, учителя. Всех этих людей объединяют мучительные фантомные боли, главная из которых – боль за развалившуюся великую родину.

– Место действия выбрано не случайно?

– Заброшенная и разграбленная ракетная база, где разворачиваются события пьесы, – как осколок СССР, куда уходит от современного мира Старик, пытаясь сохранить в себе память о великом прошлом и идеалы советского офицера. Но вряд ли на земле есть еще место, где можно укрыться от времени.

– Если вкратце: о чем эта история?

– В самом общем смысле – о нынешнем «смутном» времени, в котором трудно разглядеть политические, национальные, исторические и нравственные ориентиры, в котором легко перепутать правду и профанацию, в котором легко принять преступников-демагогов за идейных борцов, в котором некогда великое понятие «героизма» низвергнуто с пьедестала, а «герой» выглядит нелепым в своих попытках навести в мире порядок. По большому счету, «Последний герой» – реквием уходящему поколению, поколению брошенному, недооцененному, недолюбленному.

– У многих, читавших «Последнего героя», были сложности с определением жанра пьесы.

– Трудно назвать пьесу реалистичной, даже жанр ее сложно определить, столь запутанной выглядит интрига. Вместе с тем практически за каждым из героев стоит реальный человек, которого я знаю, кого-то люблю, над кем-то иронизирую, а кого-то ненавижу.

– Когда вы писали текст, думали ли вы о том, где и кем она может быть поставлена?

– Думать о постановке, когда пишешь текст – последнее дело, как мне кажется. Это как думать о том, чем тебе воздастся за молитву. А когда текст написан – он живет уже отдельной жизнью, зачастую совсем нелогичной. Трудно было ожидать постановки пьесы, последовательно «не замеченной» шестью ведущими драматургическими конкурсами. К моему счастью, был еще и седьмой. А потом был совершенно неожиданный телефонный звонок, и в трубке прозвучало название великого театра, в котором я был последний раз 40 лет назад на спектакле Олега Николаевича Ефремова «Иванов» со звездным составом мастеров во главе со Смоктуновским. Разве такой ход событий можно предугадать?

– Волна споров о пьесе поднялась задолго до премьеры. Вас это не пугает?

– Поскольку по основной профессии я практикующий театральный режиссер, жизнь научила гнать от себя мысли о возможном успехе или неуспехе. Сделай все, что можешь в данной ситуации, и спокойно воспринимай как хулу, так и хвалу. Но, зная, какие творческие силы работают над спектаклем, нельзя в них не верить.


Рекомендованные статьи
12.04.2019

Интервью народного артиста России И.С. Криворучко по премьерному спектаклю «Последний герой»

В свое время на меня произвел сильное впечатление обет Андрея Рублева в фильме…
18.04.2019

Тамара Мурадова, художник

– Каким образом вы оказались в проекте «Последний герой»? – Меня пригласили к участию в проекте Эдуард Бояков и Руслан Маликов. С Эдуардом мы давно, с 2014 года…
18.04.2019

Алексей Щербаков, хореограф

– Какую роль в «Последнем герое» играет хореография? – Сейчас театр редко обходится без хореографии, это касается не только современных пьес, но и классики…
22.04.2019

Для мня эта пьеса сразу стала отдельной

Артдиректор конкурса «Действующие лица», заведующий литературной частью театра «Школа современной пьесы» Екатерина Кретова, благодаря которой…