Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Ирония судьбы, или «Жизнь кончается не завтра».

02.05.2016

Нечасто бывает, когда все до единого зрители после спектакля выходят из зала со счастливыми лицами, светлыми улыбками и чувством неподдельного удовлетворения от увиденного на сцене. Такое единодушие в МХАТ им. М.Горького, честно говоря, я видела впервые — так, чтоб никто не высказывал каких-то мелких замечаний, не спешил в гардероб или к мобильному телефону, не вёл разговоров на отвлечённые темы. Какая-то всеобщая нега витала в атмосфере, наполненной всеобщим согласием и нескончаемой добротой, когда было достаточно обмена тёплыми взглядами, а лаконичные словесные реплики прорывались двумя-тремя словами: «Матасова — чудо!», «Ну до чего хорош Самойлов!», «Какой обаятельный Вован (С.Ю.Курач)...» Каждый словно не спешил расстаться с миром героев пьесы А.А.Дударева «Люти», которых на сцене было трое. Но как ненавязчиво и уверенно, как органично вошли они в сердце каждого, кому посчастливилось увидеть это великолепное трио! Публика по большей части была «взрослой», детей в зале я не заметила, и это, наверное, неплохо — история, хоть и «сказка», но всё-таки для взрослых. Ее герои, как и в любой сказке, — добрые, а злые, которые по закону жанра тоже должны быть, остались, выражаясь языком кино, «за кадром».

Ассоциации с кинематографом в данном случае напрашиваются не случайно — завязка в этой мело­драме невольно напоминает всеми любимый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»: главная героиня в одиночестве готовится к встрече нового года, но появление неожиданного гостя в её квартире резко меняет всю её жизнь, при­ходит настоящая любовь, по которой истосковались оба. И, как водится, оба должны пройти нелегкие ис­пытания за определённый срок — от Нового года до Пасхи. Два одиночества зажигают новогодние свечи за праздничным столом, словно сжигая в их пламени всё то, что мешало на пути к счастью: он — неудачи в прошлой жизни и настоящую цель своего визита (его послали убить главную героиню!), а она, впустив в квартиру непрошенного гостя, якобы влюблённого в неё капитана, вдруг напрочь забудет все свои страхи и комплексы, ощутив рядом с собой ту «вторую половинку», о которой мечтает каждая женщина (да и каждый мужчина тоже). Но окончательно все «препятствия» между героями будут сожжены чуть позже - в огне свечи пасхальной — одной и общей на двоих. Для этого надо будет пережить расставание, раскаяние и прощение, по-настоящему оценить свои чувства, совершить поступок и найти мужество рассказать друг другу правду. В великолепный актерский дуэт Лидии Матасовой (Люти) и Александра Самойлова (Капитан) очень органично войдет и третий – Станислав Курач (Вован), внеся острую пикантность в отношения главных героев. Этот новый русский «браток» появится только во втором действии, но так ярко и неожиданно, что классическая мелодрама превратится в настоящий детектив. По сути бандит, Вован, словно сказочный волшебник, в два счёта решит все проблемы с квартирой, из которой пытаются выселить Люти. Решит по-своему, по одному ему известным «понятиям», но как красиво, по-мужски, «чисто конкретно»! В образе Вована С. Курач вовсе не выглядит карикатурным, хотя и «душкой» его назвать нельзя. Но его мужское начало настолько сильно, а справедливость, которую он вершит ради женщины, с которой до этого был знаком только виртуально (с детства слышал ее голос из телевизора, а затем по телефону неоднократно попадал к ней по ошибке), — невольно вызывает не просто уважение, но и восхищение. Мы так живём! Все разные, с разными судьбами, но каждый мечтает о счастье, о любви и о справедливости.

Все на сцене будет узнаваемо и по-настоящему: до мелочей знакомая обстановка комнаты, где происходят события; костюмы героев, словно вышедших из соседней квартиры нашего дома; такие любимые песни из переносного радиоприёмника и с забытых проигрывателей; современные шлягеры с глупейшими стихами, звучащие с телеэкрана сегодня. Это наша жизнь. А разве судьба каждого героя — вымысел? Да они все взяты из жизни. Это подтвердят зрители Тулы и Воронежа, Краснодара и ряда городов Белоруссии, где спектакль «Люти» уже ставили на сценах городских театров. А теперь к ним ещё при-соединятся и москвичи, тоже поверившие в сказку, талантливо рассказанную режиссером-постановщиком Александром Дмитриевым.

И кто сказал, что сказки не могут становиться былью? Еще как могут!