Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 629 81 65, +7 (495) 690 20 84

И лакеи любить умеют

01.04.2006
Во МХАТе им. Горького прошла премьера драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз (Западня для королевы)». Постановка Владимира Бейлиса.

Эта романтическая пьеса в стихах более чем полтора столетия была одной из самых востребованных и популяр­ных. Первым исполнителем роли Блаза был легендарный французский актер Фредерик Леметр. Известно, что Сара Бернар прославилась, дебютировав в роли Испании – Марии Нейбургской. В этой драме автор обратил­ся к истории царствования последнего короля династии Габсбургов, Карла II, при ко­тором Испания была разоре­на и теряла былое могуще­ство.

Трудно вспомнить после­днюю постановку этой пьесы в Москве, но нынешняя премьера для поклонников тра­диционного театра стала при­ятной неожиданностью. Можно по-разному относиться к художественным достижени­ям МХАТа на Тверском буль­варе, но ведь такой обширный и разнообразный репертуар от Кальдерона и Лопе де Вега до Радзинского и Полякова есть далеко не в каждом те­атре. Это уже говорит о многом: значит, публикой театр востребован. И не отдать дол­жное стремлению коллектива и его художественного ру­ководителя Татьяны Дорони­ной предоставить зрителям возможность окунуться в мир высоких чувств и яркой теат­ральности вкупе с крепкой ре­жиссурой и интересными актерскими работами было бы нечестно. К счастью, новая работа театра в немалой мере обладает этими достоинствами. Публика, судя по всему, уже соскучилась по таким вот спектаклям – с классической драматургией и благородной лексикой, добротно сделанным, с хорошими декорациями и не просто стилизованными, а с выполненны­ми один к одному костюма­ми XVII века.

Открывшаяся сцена бук­вально ошеломляет: редко теперь увидишь на подмост­ках такое пиршество роско­ши и утонченной красоты. Ми­зансцена выстроена так, что уже в прологе ясно: добром кажущаяся благочинность двора во главе с королевой не кончится...

Итак, в основе фабулы - история потаенной любви к самой королеве испанской ла­кея по имени Рюи Блаз. Его хозяин, мстительный Дон Саллюстий, решил устроить за­падню королеве, которая при­казала ему жениться на со­блазненной им девушке. За отказ - высылка в провинцию. Герой Николая Пенькова (этой бенефисной ролью артист от­метил свое 70-летие) отвра­тителен донельзя в своей ме­лочной обиде и претензиях. Кстати, интрига закручивает­ся с ходу, когда Дон Саллюстий узнает, что его лакей тай­но влюблен в молодую королеву, которую муж вечно бросает одну среди скучных и жеманных придворных дам. Очаровательна и утонченна Мария в талантливом испол­нении молодой актрисы Еле­ны Коробейниковой. Замуро­ванная во дворце, она томит­ся от нерастраченных чувств и одиночества. Аристократи­чен и мужествен Рюи Блаз в исполнении Валентина Кле­ментьева. Такой кавалер вполне может вскружить го­лову юной женщине, лишен­ной мужского внимания, что и происходит без долгих слов. Как и положено в старинных пьесах, второстепенные герои рьяно плетут нити интриги, а в этом спектакле - особенно. Помимо противного Дона Саллюстия, масла в огонь подливает придворная коро­левы герцогиня Альбукерская в блистательном исполнении Светланы Коркошко. К слову: актеры старшего поколения демонстрируют в этом спек­такле давнюю мхатовскую традицию, когда на сцене внятно говорили, умели но­сить исторический костюм и, главное, работать в ансамб­ле, «проживать» роль в пред­лагаемых обстоятельствах. Великолепна и темперамент­на в крошечной характерной роли дуэньи Любовь Пушкарева. Интересны работы Вла­димира Ровинского (Дон Гуритан) и Анатолия Семенова (граф де Кампориаль). Не отстают и более молодые. Яркости красок, юмора, ди­намичности действию придает игра Михаила Кабанова в роли Дона Цезаря де Басана – кузена Дона Саллюстия и невольного участника интриги.

Есть в спектакле и кое-какие аллюзии, но, к счастью, авторы не стали делать из «Рюи Блаза» агитку, проеци­руя исторический сюжет на современность. Хотя по ходу действия ясно, что дела в ко­ролевстве при слабом прави­теле идут из рук вон плохо, а его подданные заняты лишь собственным обогащением, разваливая и без того разру­шенную экономику. Когда Рюи Блаз становится статс-секретарем королевы, при­дворные поговаривают о том, что именно он диктует ей все решения, что между ними существует тайная связь. Но даже явные недоброжелате­ли признают, что герой чес­тен, может доказать свою любовь к Испании, мечтает возродить ее былую мощь, обнаруживая себя способным государственным деятелем.

Но, увы, как и должно быть в старинной драме, не­состоявшийся роман заканчивается трагедией - герой гиб­нет со словами любви на ус­тах. Что нам Гекуба? А вот чем-то берет этот спектакль за душу!

Рекомендованные статьи
07.06.2006

Ловушка для троих

... Это надо всячески приветствовать: на сцене одного из лучших столичных театров зазвучала великолепная романтическая поэзия великого Виктора Гюго, обрела новую жизнь его вечно волнующая драма «Рюи Блаз».
02.04.2006

РЮИ БЛАЗ

Премьерой романтической драмы Виктора Гюго "Рюи Блаз" Московский Художественный театр им. М.Горького вновь подтвердил репутацию театра, в котором со сцены говорят поэтическим языком о проблемах вечных, а потому актуальных