Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

«Ее друзья» среди его друзей

12.04.1997

Во МХАТе им. Горького - премьера. Весьма неожиданная. Неожиданная по всем параметрам - и по выбранной тематике, и по своевременности постановки, и по кинематографичности существования героев на сцене.
Спектакль «Ее друзья» по пьесе Виктора Розова поставлен (что тоже очень неожиданно) человеком, доселе не имевшим к театру прямого отношения. Это известный кинорежиссер; которому обязаны своим появлением такие фильмы, как «Вечный Зов», «Тени исчезают в полдень», «Ермак», - Валерий Иванович Усков.

- Валерий Иванович, по-моему, на вас сработало то обстоятельство, что вы очень давно не были в театре.

- Наверное, это так. Я не знаю, как сейчас режиссеры ставят спектакли. И это мне помогло уйти от штампов. Моя жизнь проходит на съемочных площадках... Вот недавно состоялась премьера «Ермака», в которого вложено более десяти лет жизни моей и Владимира Краснопольского, много сил, крови, нервов... Тема глобальная, мощная, историческая и социальная одновременно. Мы там выходим на серьезные обобщения и выводы. И меня потянуло, может быть, в противовес, а может, в продолжение - к истории домашней, человеческой. Вообще к сцене тянуло давно. Я от нас с Краснопольским, если хотите, пошел разведчиком в театр.

- Как вы рискнули взяться за такую наивную по нынешним временам пьесу?

-   Наивную? Может быть. И кому-то кажущуюся выдуманной. Но штука-то в том, что пьеса бесконечно правдива. Да, мы были вот такими. Ни больше, ни меньше. Мы умели дружить. Вот как эти ребята, которых сплачивает несчастье их одноклассницы, которые все вместе проходят сквозь «огонь, воду и медные трубы». И что самое главное  побеждают. Опыт совместной победы запечатлевается в их клетках. Они вместе сумели выстоять. Это и было настоящее братство. Это была вера в идеалы, в дружбу, это была бесконечная взаимоподдержка и взаимопомощь.  Это было нашей религией, если хотите.
Но я не сразу ощутил достоинство этой пьесы. Точнее, достоинство ее кажущейся простоты. Мне помогла Татьяна Доронина. Она подарила мне замечательную мысль о том, что сейчас так резко упала нравственность, что все надо начинать сначала. Мысль была именно в том, что "начинать надо все с н а ч а л а». Потому что я-то собирался перекидывать мост от тех времен в современность, сравнивать, сопоставлять, сталкивать поколения. Первая идея была совсем безумной - начало спектакля перенести на Пушкинскую площадь. Но, пройдя все «измы», я пришел к простоте, как к неслыханной ереси.

- Любопытно, что эта кажущаяся простота замешана на жесткой кинематографичности. Такое ощущение, что над материалом потрудился хороший мастер по монтажу. В кинематографе очень многое зависит от того, как смонтирован отснятый материал. В этом спектакле нет затянутых сцен, все четко, динамично, притом, что атмосфера того времени действительно передана великолепно.

- И при этом, представьте, мы не смогли выкинуть из этой «старомодной» пьесы ни одного слова. Как ни стремились. Все оказалось к месту. Вы знаете, наверное, действительно сказалась долгая практика работы в кино. Это - тот случай синтеза искусств, когда кинематограф по-хорошему помог театральному действу. Что-то я смог привнести оттуда, со съемочной площадки. Но и театр меня многому научил за эти несколько месяцев. Я понял что (при всей моей любви к кино) нет ничего сложнее и тяжелее работы в театре. Я наблюдал, как люди за гроши, только из любви к своей профессии безжалостно эксплуатируют свою психофизику. Изо дня в день. Изволь выйти на сцену и что бы там у тебя ни было в семье, дома - работай, самосжигайся, излучай свет, энергию, радость в зрительный зал. Много лет назад один мой друг, французский актер сказал фразу, которую я понял только сейчас, пройдя опыт работы в театре: «Между кино и театром разница - в дыхании».

- Как вас принимали артисты?

-  Вы обратили, наверное, внимание, что я работал только с молодежью. Это артисты, которые только-только окончили театральные вузы и были отобраны Татьяной Дорониной. И Ирина Фадина, и Ксения Косаренкова, и Наталья Моргунова, и Саша Морозов, и Максим Дахненко - молодые и очень способные ребята... У себя на съемочной площадке мы сталкиваемся часто с непрофессионализмом в профессии. Так трудно бывает найти молодого героя или героиню! Здесь я был приятно удивлён - Татьяна Доронина, видимо, очень внимательно отбирала людей к себе в труппу. Они все очень глубокие, тонкие люди и высокопрофессиональны. Они поверили в меня и пошли за мной, как за режиссером. Я сумел поделиться, заразить их той атмосферой, в которой когда-то жили и которую пытались сейчас воссоздать на сцене, окунуть их во времена своей молодости, дать возможность пережить ее самим, и они ответили мне той же монетой. Я часто повторял, что, мол, связь времен распалась. Но эти ребята сумели убедить меня, что не все потеряно, что и они ищут этой связи с нами, нашего опыта и знания жизни, выводов и обобщений. И в этом - наша сила. Когда мы вместе, тогда мы выстоим.

Рекомендованные статьи
15.03.2006

Неизвестный Розов

Врачи сначала спасли драматурга, а потом героиню его пьесы
04.03.1997

Возвращение Людмилы Шаровой

Бесхитростный сюжет и далекая на самом деле от реальной действительности атмосфера пьесы не помешали театру создать волнующий спектакль, полный глубоких человеческих чувств.
01.01.1997

Где Розов – там друзья

Дебютанту в театре, кинорежиссеру Ускову, поручили сберечь и выпестовать этого мамонтенка 1950 г. рождения, в ледяном контейнере доставить на сцену, и в таком вот замороженном виде представить удивленной и взволнованной публике.
01.01.2008

И снова «Молодая гвардия»

н