Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Доверяйте драматургу

06.03.2007

Комедия А.Н. Островского «Женитьба Белугина» на сцене МХАТ имени Горького стала большой удачей театра. А ведь есть масса примеров поистине дикого отношения к А.Н. Островскому со стороны новомодной, режиссуры. Стало чуть ли не хорошим тоном превращать комедии классика, наполненные огромным философским и социальным смыслом, в легкое, непритязательное действо, в некую буффонаду.
Думается, что успех нынешней премьеры «Женитьбы Белугина» в горьковском МХАТе происходит от следования за драматургом, а не фокусов вопреки ему. Понимаешь, почему именно эта комедия классика была одной из самых любимых и популярных в русском театре. Татьяне Дорониной удалось открыть зрителям в драматической интриге и в характерах персонажей не только очерки нравов прошлой жизни, но и духовный мир наших предков.
Историю женитьбы купца-миллионера Андрея Белугина (Андрей Чубченко) на обедневшей дворянке красавице Елене Карминой (Елена Катышева) никак нельзя воспринимать как примитивную сделку или укрощение строптивой (строптивого). Насколько, яркие, психологически точные образы создают актеры! Андрей Белугин у А. Чубченко - сильная и страстная, натура, широкая и самоотверженная. Это щедрость любящего сердца, не знающего лжи и притворства. Таков его герой в первой же сцене спектакля в переломный для него момент, когда страсть к Елене побуждает его порвать с хорошей и доброй невестой из своего круга. О чем он открыто объявляет и девушке, и родителям. Зрители буквально влюбляются в этого статного красавца с восторженной душой. Однако очаровательная головка Елены занята мыслями о другом. И этот другой - Агишин,  щеголь и прохвост, каким его создает актер Максим Дахненко. Но и Елена Кармина совсем не глупа и может оценить благородство, порой скрытое за некоторой неотесанностью. Потому она в итоге выбирает Белугина. Актриса проникновенно передает гамму переживаний своей героини, существа чистого, непосредственного, бескорыстного - и в этом так похожую на Белугина.
На протяжении спектакля зрителя завораживает психологически точно выстроенный процесс духовного возмужания героя, познавшего жестокость мира, но не сломленного. В заключительных сценах перед нами уже не романтический герой-любовник в купеческом полушубке, а человек, у которого есть и жизненная сметка, и деловой расчет, и знание людей.
В чем секрет режиссуры Татьяны Дорониной? Представьте, если бы режиссер сдвинула трактовку образа Елены в иную сторону, и она предстала бы перед нами как холодное и корыстное существо, мы бы увидели не высокую комедию о торжестве любви, а занятные картинки городской жизни. Но главное, исчезла бы нравственная победа центрального героя. А этого не случилось благодаря точному следованию за автором пьесы.
Особенно трогательны родители наших героев, вырастившие их порядочными людьми. Замечательные образы старших Белугиных создают Г. Кочкожаров, Л. Стриженова. В их игре нет даже отдаленного смакования замоскворецкой купеческой экзотики. Мать Елены (актриса Л. Матасова) опрокидывает сложившееся в нашем театре представление о матерях обедневших героинь Островского: нет в ней никакой корысти к миллионам Белугина, стремление безбедно устроить жизнь дочери.
Нельзя не сказать и о художнике спектакля ВТ. Серебровском чьи теплые, очень домашние декорации с иконами и портретами предков на стенах передают атмосферу жизни Замоскворечья. И в музыке, написанной композитором В. Соколовым, звучащей «за кадром» в самые напряженные моменты действия на сцене, мы услышали живую, сочную, московскую речь, которой главные исполнители владеют в совершенстве (Что нынче редкость даже на столичной сцене.) Весьма символично, что Андрей Чубченко, Елена Катышева и Максим Дахненко - выпускники Института им. М. Щепки на при Малом театре. Своей блестящей игрой они сделали настоящий подарок альма-матер к 250 летаю создания в России императорских театров, к которым относится и Малый. Так что премьера горьковского МХАТа - тоже подарок Дому А.Н. Островского.

Рекомендованные статьи
01.06.2007

Островский и Доронина

Открытие сезона во МХАТе им. Горького ознаменовалось премьерой. Татьяна Доронина поставила спектакль «Женитьба Белугина". В спектакле по пьесе Островского она не играет. Она играет в "Лесе", "Без ешь виноватые". Чаще всего публика ходит именно на нее.
24.10.2006

Живая классика и ее воплощение

Состоявшаяся на сцене МХАТ им. М. Горького премьера комедии А.Н. Островского «Женитьба Белугина» подтвердила репутацию режиссера-постановщика Татьяны Дорониной как вдумчивого мастера. Она сумела не только осознать философское и социальное содержание одной из лучших комедий русского театра, но и воплотить замысел драматурга в яркие сценические образы.
23.09.2006

Сделка с совестью к добру не ведёт

Сделка с совестью к добру не ведёт убеждает нас новый спектакль «Женитьба Белугина», поставленный народной артисткой СССР Татьяной Дорониной
01.08.2006

Назад, назад! К Островскому!

Женитьба Белугина во МХАТе им. Горького