Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

Дневник актрисы. Неслучайные совпадения

09.04.2019

«Дневник актрисы» Татьяны Васильевны Дорониной пережил третье издание и из небольшой книжки превратился в увесистый томик, снабженный редкими фотографиями и влюбленной статьей Раисы Беньяш. В названии – упор на профессию. Скажут – иначе и быть не могло в эпоху «колесиков и винтиков» и «служебных романов», однако, дело не только в эпохе. Видимо, характер Дорониной, а скорее всего, вообще русский характер, никогда не разделял личное и общее, игру и быт, любовь и партнерство, отцовство и наставничество.

Все связано. Нюра в «Трех тополях на Плющихе» – это «мамочка любимая», и ни слова – про сам фильм: не в нем суть. Учителя – Борис Вершилов и Георгий Товстоногов – это и «самый лучший на свете отец», которому место – в ряду великих режиссеров и педагогов. Потерянные по молодости дети повторяют судьбу не выживших маминых первенцев – братика и сестрички. Изгнание из театра – бездомье и бессмыслица жизни. Жизнь ни разу не уступает у Дорониной театральным мизансценам, а актерский успех Басилашвили, Евстигнеева, Юрского, Луспекаева, Хитяевой, Марецкой коренится в повадках обитателей изб и коммуналок. С одинаковой остротой доронинский глаз следит за утонченной игрой Смоктуновского, и благоговейно ступающей по паркету Эрмитажа босиком тетей Машей. Связь между принципиальным министром культуры Фурцевой, в одиночку отстоявшей спектакль, и молчаливой тетей Лизой, приютившей на время войны лишний рот – маленькую Таню – очевидна и неоспорима.

Союз «высокого» и «низкого», городского и крестьянского, эта «капля "Шанели", добавленная в щи», над которой подтрунивал еще пересмешник-Гафт, оказалась спасительным якорем, позволила врасти в землю во время перестроечной гололедицы, превратила благополучную звезду в боярыню Морозову девяностых. В «Вассе Железновой» – единственном спектакле, где играет сегодня Доронина, актриса играет себя эпохи девяностых – одинокую колонну разваливающейся империи, где одинаково обречены дворянские и купеческие вишневые сады. В ее мемуарах нет места сплетням и мышиной возне, есть боль и труд, раскаяние и упование, гнев и радость – все то, о чем действительно стоит рассказать тем, кто придет потом. «Дневник актрисы» – прямая передача чувства целого, сакрального, какого-то общего кода, сидящего в нас.

Передача состоялась. Почитаемого Дорониной Распутина сегодня снова репетирует с труппой режиссер Сергей Пускепалис, исполнитель главной роли в фильме «Простые вещи». «Последний срок» он задумал поставить давно, и поставит в МХАТ. А биография любимого Дорониной Есенина давно занимает нового завлита театра – Захара Прилепина: почти готовая книга о поэте станет предметом театральной лаборатории. «Охота на волков» у Владимира Высоцкого, мне кажется, взята из «Волчьей гибели» Сергея Есенина», – читаем в «Дневнике». Но не из Высоцкого ли (а значит, из Есенина) – прилепинский «Взвод» и сборник донецких поэтов?

«Дневник актрисы» продается в фойе театра в антрактах. Можно поискать в сети, послушать аудиоверсии. Интересно и полезно всем.

Юлиана Бачманова, 19 февраля 2019 года