Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697-87-73, +7 (495) 629-81-65

Да будет так

31.05.2010

Беседа с ведущим артистом МХАТ им. М. Горького, народным артистом России Валентином Клементьевым.

– Действие пьесы «Так и будет», которую театр выбрал к постановке в честь 65–летия Победы в Великой Отечественной войне, происходит в России 1944 года, когда дух близости победы уверенно пребывал, казалось, в самом воздухе. Это прекрасная, лирическая пьеса, – поистине одна из лучших у Симонова. Но материал, который театр выбирает к постановке, помимо «внутренней талантливости» должен быть созвучен времени, необходим зрителю. Не будет ли выбранная тема, в наше весьма далёкое от победного духа времени (если не сказать больше), звучать горьким упрёком, вызовом зрителю? Уместна ли будет ни с чем не сравнимая радость великой Победы для времени, пропитанном духом разрушений и упадка? Слишком высока цена той победы и слишком горько от того нынешнее разорение, понимаете? И все в такие короткие для истории сроки – 65 лет...

Пьеса актуальна как никогда. Гениальный дра­матург Константин Михайлович Симонов умел создать глубокие, подлинные, а значит – вечные характеры. Творчески Симонов никогда не лгал, не отступал от уровня большого русского мастера, он создавал характеры, вобрав­шие не только генетические наши качества но и те, что свойственны всем нам по вере христианской. Симонов талантливо выявляет все то, что свойственно русскому человеку. Поэтому герои в пьесе «Так и будет» выбранной театром к постановке интересные, жизненные, а главное правдивые. Но самое ценное в этом материале, это то, что он была создана во время самой войны, когда явная угроза, нависшая над СССР еще не отошла, вопрос свободы для России оставался открытым, когда раны не только не зажили, но продолжали открываться, когда умирали воины, обагряя мученической кровью святую землю многогорестного Отечества нашего. И вот великолепный автор, подлинный гражданин своей страны создает блестящую пьесу о войне, в которой не стреляют, разве что холостыми, – чтобы озарилось вдруг небо праздничным салютом в честь взятия очередного рубежа. Просто Симонов – блестящий психолог, понимал, чтовокруг слишком много стрельбы, слишком много насилия и горя… он создал пьесу с заклинающим названием-приговором: «Так и будет». Пророческий приговор Симонова был исполнен, и он – Победа.

Так вот, относительно актуальности темы Победы в наше горестное и весьма непобедное время. Во-первых – актуально то, что правдиво. Во-вторых – актуально то, что изливается непосредственно из души, именно то и называется искусством в истинном неизвращенном значении этого слова. В-третьих – актуально то, что зовет к обновлению, пробуждению лучших качеств в человеке. По всем этим параметрам выбранный нами материал более чем актуален. И потом, что же из того, что современное общество находится в весьма плачевном духовном состоянии? Да, мы болеем. И болеем, – нужно иметь мужество осознать – сильно! Но в том видится определяющая для судьбы России воля Божия, без которой на пространстве мистической Святой Руси испокон века ничего не происходило и происходить не будет. Жить по воле Божией – в том судьба и предназначение России. Господь не только милостив и милует, всевластная десница Его призвана в том числе и карать. И сегодня Он гневается на свою паству за злодеяния многие, прегрешения и отступления. Мы живем во времена очевидного гнева Господня, его немилости к намгрешным, мы осиротели без любви вышней, пали низко. Можно только догадываться отчего происходят с нами эти чудовищные метаморфозы – пути Господни неисповедимы, но я уверен: наказаны и за то, что разучились помнить, потеряли определяющую связь поколений. Поэтому–то и тема Второй мировой – она болезненна для современного общества, она – старая незаживающая рана. Но это ни в коем случае не говорит о том, что ее не нужно трогать. Больно? Бесспорно. А забывать было не больно? Теперь без хирургического вмешательства спасения нет. Рану нужно залечивать, а боль терпеть. Но современное поколение не привыкло терпеть, оно ищет легких путей, легкой наживы, комфорта и праздности, это поколение людей ленивых и не способных чувствовать глубоко – и здесь во многом не их вина и людей просто жалко. Но это совсем не значит, что нужно идти на поводу у людей, боящихся собственной совести. Нужно лечить раны. Больно ли им? Бесспорно. А покудова еще больно –значит не все потеряно. Больно – значит душа болит, а если болит, значит она есть! И в данном контексте основополагающей задачей современного театра является задача пробуждения душ от глубокого, а по сути, смертельного сна.

Задача театра испокон века созидательна и гуманна, и сегодня его роль значительна, как никогда. Именно к этому призывал К.С.Станиславский, определяя задачу МХАТа, именно этому мы стараемся соотвеиствовать. Это трудно сегодня. Но сторонников этой идеи "не мало". Много! Просто этого не хотят замечать, не хотят уважать свой народ, на него плюют и смеются над его добротой, смирением. А смеются–то выходит над его упованием на Бога!

Вы играете главную роль – полковника Савельева. Бесподобно написанная роль, необычайно правдивая и в большой степени эпическая. Посмотрев спектакль, зрительпонимает, что именно вот такие Савельевы и принесли мировой истории одну из самых блистательных глобальных побед добра над злом. Где приходилось изыскивать «грунт» для своего героя? С кого писали портрет, о ком думали, работая над образом?

Мы знаем военные пьесы, в которых показана жесткость войны, ее изнанка, реализм, в пьесе Симонова этого нет совсем. Есть прекрасные люди, образцы взаимоотношений между людьми, – в этом уникальность пьесы, в этом неповторимость поколения победителей. Война не ожесточила людей, но напротив подняла их на очень высокую ступень человеческих отношений. Общая беда всегда сплачивает.

А прототипом для меня, личностью определяющей во многом этот спектакль и образ главного героя Савельева, конечно, стал самКонстантин Михайлович Симонов. Пьеса во многом автобиографичная, и отношение к Родине, любимой женщине, войне Симонов брал из себя, из своей широкой, бесподобной по красоте и самоотверженности души. Работая над спектаклем у нас была замечательная возможность обратиться к поэзии Константина Михайловича, к его лирике военных времен, где очень пронзительно выявляются человеческие, стержневые, глобальные аспекты личности, поднимаются темы гражданского долга, чести, достоинства: долг перед Отечеством, долг перед любимой женщиной, долг перед боевыми товарищами...

Мы актерски, конечно, можем нафантазировать, что такое любовь во время войны... Человек вырванный из огня сражений, попадает в свой дом из которого он вместе с семьей ушел несколько лет назад. За это время погибла его семья... И вот, он словно в первый раз входит в свой старый дом, на него нахлынули воспоминания мирной, счастливой жизни. И входит он в этот дом одним, выходит же совершенно иным, – преображенным любовью. Судьба распоряжается обрести моему герою новый смысл жизни, – он встречает Ольгу. Ее образ он уносит в своем сердце,вновь отправляясь на фронт.Вот такая история.

И тут актерам помогает лирика автора. Вот, например, совершенно божественное стихотворение:

Когда на выжженном плато

Лежал я под стеной огня,

Я думал: слава Богу, что

Ты так далеко от меня,

Что ты не слышишь этот гром,

Что ты не видишь этот ад,

Что где-то в городе другом

Есть тихий дом и тихий сад,

Что вместо камня – там вода,

А вместо грома - кленов тень

И что со мною никогда

Ты не разделишь этот день.

Но стоит встретиться с тобой, –

И я хочу, чтоб каждый день,

Чтоб каждый час и каждый бой

За мной ходила ты как тень.

 

Для актеров это поистине уникальная возможность использовать не только саму пьесу, но и личный биографический опыт автора. Понимаете? Я благодарю судьбу за то, что она мне подарила такую уникальную возможность.

– Какую основную задачу ставила перед творческим коллективом режиссер спектакля Т. Доронина?

Театр – дом искусства, в котором нужно жить сердцем, быть искренним до самого донышка души, и самое главное в этом смысле– работать на саму идею Театра с большой буквы, ту, которую так точно выразил В.Г. Белинский в своей знаменитой программной статье. Островский же устами Несчастливцева говорил так: «душа мне нужна, братец!» Это и сопричастность боли народной, это и гражданственность. А если хотите – бытие высокоинтеллигентное, неотрывное от проблем, которыми живет Родина. «Русский актер» – это прежде всего совесть. И если Господь Бог дал тебе талант, нужно держать его в чистоте. Наша актерская работа – это «нерв». Существовать на сцене без «нерва», без сердца, без мысли, то есть формально – для настоящего актера невозможно, а тем более осмысливая, соприкасаясь с такой священной для всех нас темой. Существовать на пределе своих даже не профессиональных, а человеческих возможностей – в этом собственно и была сверх задача, которую ставила перед нами Татьяна Васильевна Доронина.

Насчет же «просто задачи» дело обстояло иначе. Тема Второй мировой войны и сопряженные с ней творческие искания коллектива – это как раз тот случай, когда конкретная задача режиссером не формулировалась, поскольку у нас в театре, слава Богу, в значительной степени существует единомыслие в отношении ко многим проблемам, и в особенности к этой дате. Мы пронизаны духом единомыслия и желания внести свой вклад, свою малую толику в дело прославления подвига русского воинства. Здесь режиссеру не требовалось зажигать актеров дополнительным импульсом. С одной стороны это давало работе легкость, но с другой стороны мы все понимали меру ответственности, возложенную на нас.

Конечно, играть поколение победителей не просто, наше поколение в значительной степени пронизано духом поражения. Переломить себя внутри, перестроить мироощущение, понять какой поистине невероятной духовной силой обладали люди, принесшие нам жизнь – вот это самое сложное. Здесь необходимо глубинное проникновение в тему.

– Почему художественный совет из множества пьес о войне остановился именно на Симонове?

Константин Симонов естественное и неизбежное явление в отечественной литературе на рубеже веков. Он не посрамил, не уронил ее уровня, он был последователен для исторического процесса после Достоевского, Лескова, Чехова, Горького. Симонов в первую очередь нам дорог глубоким знанием человеческой природы, тою искреннею любовью и состраданием, с которым живописал своих персонажей.

Сама же выбранная пьеса – на взгляд художественного совета оказалась самой юбилейной, самой оптимистической, она написана именно к этому святому для всех нас дню. Пьеса насквозь принизана духом победы, в этом ее уникальность. Своим творчеством Симонов продолжает ту самую чеховскую традицию, когда ловишь себя на мысли, что, вдруг как ребенок, хочешь подражать его замечательным героям, взывающим к лучшим качествам в человеке. Это герои окрепшие вопреки, подобно кусту великолепной сирени расцветшие в годы суровые и жестокие. Ведь многие авторы наоборот показывали иную сторону войны, как она корежила судьбы людей, характеры. В этом смысле выбор очень точный.

– Ввиду целенаправленного и хорошо спланированного уничтожения самого понятия «Русский воин» (всем известно то кощунственное положение, в которое оказалась поставлена современная российская армия) и сопутствующих ему понятий гражданственности, патриотизма, любви к родной земле, я почти уверена, что Ваш герой оказывается не понят молодым поколением.

Задача театра велика и чрезвычайно ответственна, она заключается в воспитании в том числе поколений подрастающих, в формировании у них основополагающих понятий нравственности и духовности. Безвкусные, громкие, наглые шоу, которые пропагандируются сегодня средствами массовой информации, массовая «культура бескультурья», навязываниеаморальных установок типа «бери от жизни все» – что это? Это можно расценивать не иначе как преступление перед страной, перед народом, перед людьми. И более всего подвержены этому растленному влиянию безусловно дети, постигающие своими несформировавшимися душами, своими неокрепшими умами ужасы современной действительности, похожей более на дикие джунгли, где живут по принципу «выживает сильнейший».

Мы забыли свои истоки. Мы не знаем своей великой литературы, не знаем своей истории. Мы можем только предположить, какое количество икон было уничтожено, а какое вывезено, да и сейчас вывозится за границу. Все, что имело отношение к нашему духу, к нашей вере, находится на других континентах среди людей, которые относятся к этому не более как к экзотике. А духовная музыка, фольклор?.. Безусловно, для всех земель, для всех государств существует некий общий, глобальный закон развития, и это неудивительно. Но вместе с этим общим законом есть иные законы, закончики и законищи, и это то, что названо понятием национальная культура, традиция, самосознание. Это бесподобные, не имеющие аналогов в мире, достояния, то чем владеть дозволено только отдельно взятому народу и от чего отказываться недозволенно, позорно и в высшей степени греховно. Невозможно русскому человеку жить по законам глобальной культуры – это противоречит нашему устроению. Сейчас любят повторять, что Сталинская политика упраздняла, уравнивала, усредняла человеческие возможности, что была некая «уравниловка». И в том упрекают, и в том жестоко корят и не хотят прощать. Но то была «уравниловка» лишь касающаяся потребительского минимума, которая, кстати, совершенно замечательным образом являлась исполнением и продолжением ни больше и ни меньше, но христианской заповеди о нестяжании. И именно эта «вредоносная» политика и предотвратила появление излишков капиталов, тех самых, которые в сегодняшнем мире благополучно процветают и порождают весь наш олигархический бред. А вот как раз уравниловка глобального закона, которую нам упорно навязывают последние десятилетия, скрывает в себе недобрый прицел на уничтожение самой национальной памяти, преемственности традиций. Сегодняшняя уравниловка, расцвеченная заманчивыми обертками, фантиками и прочей мишурой – истинная угроза.Нужно понимать это и давать себе отчет в том, что именно духовные войны – войны будущего. Сегодня нужно бороться за каждое молодое сердце, за каждую молодую душу, и особое место в этой борьбе отводится искусству, я бы даже сказал оно занимает второе место после духовного окормления на церковных приходах. Сегодня как никогда очень важна гражданская позиция и наш театр это понимает.

Что необходимо, на Ваш взгляд, для установления связи поколений? Где искать точки соприкосновения с поколением, интересы которого весьма далеки от идеалов?

Есть всего одна точка соприкосновения всех людей вне зависимости от времени, в котором они живут, вне зависимости от возраста, в котором они пребывают ныне, от пола, от национальности, от образованности, от социальной принадлежности… вы, наверное уже догадались, – да, это точка именуется – человеческое сердце. Зачем всегда заранее бояться, что в душу наплюют? Не надо. Я призываю всех, будем добрее друг кдругу, будем открытее, будем жить в простоте, и Господь, увидя в нас упорное и настойчивое желание добра, непременно соединит нас в этой самой замечательной точке с названием «человеческое сердце», а сердечный союз, как водится, – нерушим и вечен, в том и залог здоровья нации, крепости брака, процветания института семьи, залог истиной дружбы!

Приходите на наш спектакль с открытым сердцем.

– Что Вы думаете об умалчивании темы Победы на телевидении и в СМИ, об искажении истории, о приписывании Победы американским войскам, марш которых ожидается 9 мая на святая святых России – на Красной площади. Совершенно очевидно, что подобные государственные акции убьют многих из оставшихся в живых ветеранов, влачащих жалкое существование. Откуда в России, испокон века славившейся столь точно воспетой Пушкиным «любовью к родному пепелищу» это варварство?

Дата ознаменовавшая победу советских войск во второй мировой войне оказалась определяющей не только для ХХ века, и не только для истории нашей страны – она–то как раз на все времена и «глобальна» в лучшем значении этого слова. Это ключевая дата истории всего человечества. И именно поэтому вокруг нее столько разногласий, споров, конфликтов. Слишком много стоит на карте, понимаете? Мы все сейчас существуем на отзвуке того великого дня, нам по сути не на что больше опираться. Наше отношение к этой дате, прошу прощение за банальность, но это проверка на вшивость. А насколько мы плешивы узнаем, когда натовцы пройдутся по Красной площади. Ведь совершенно очевидно, что это открытая акция, призванная во всеуслышание провозгласитьгеополитическое господство США на постсоветском пространстве.

В наше время отношение к дате Победы, высказывающееся на телевидении, в сми –многообразно в отличии, скажем, от времени, когда в нашем театре вышел спектакль «Теркин жив и будет!» (а это 15 лет назад). Так вот, тогда было просто тотальное замалчивание. Сегодня замалчивания нет. На экраны телевидения наряду с достоверной информацией вываливаются тонны непроверенных фактов, и в головах людей от всего этого «многообразия», от всей этой «свободы слова», а в сущности элементарного хаоса, остается лишь ощущение этого самого хаоса, а в итоге пустота и безразличие. Бесспорно и то, что события того времени будут исследовать, будут перевирать, скрывать факты, уничтожать архивы. Кто–то с помощью этой даты пытается решить какие–то свои корыстные задачи, но тем не менее интерес очень большой. Снято большое количество фильмов, ставятся спектакли, другое дело – на что они нацелены и боюсь, что во многом эти прицелы не совпадут с прицелом МХАТ им. М. Горького. Именно поэтому нам очень важно последовательно высказывать свою позицию.

– Что пожелаете зрителям, которые придут на премьеру в МХАТ им. Горького?

Хочется верить в истинный актерско–зрительский союз для очень дорогого для нас спектакля. Пусть этот союз будет основан на таких понятиях, как благодарная память и праведная гордость за воистину высокое и священное русское воинство. Будем соответствовать тем моральным, гражданственным и духовным качествам, которые столь блистательно и талантливо нашли свое воплощение в творчестве Константина Михайловича Симонова. Да будет так!

Рекомендованные статьи
21.09.2010

Когда звучит голос эпохи, или Случай с Савельевым

Во МХАТ им. М.Горького состоялась премьера спектакля по пьесе Константина Симонова «Так и будет» Среди театральных премьер прошлого сезона спектакль по Симонову стоит в особом ряду. Ведь это…
15.06.2010

Как никто другой

Премьера во МХАТе имени Горького на фоне «текущего момента» …Оттерев и оттеснив генералиссимуса Сталина от праздника Победы своими тщедушными плечиками, высокопоставленные "державники"…
31.05.2010

Любовь, надежда и вера посреди той войны

МХАТ имени М. Горького поставил пьесу Константина Симонова, написанную в 1944 году На премьере этого спектакля, состоявшейся в канун 65-летия Великой Победы, когда после закрытия занавеса бурными…
31.05.2010

Свет Победы

    «Про батарею Тушина было забыто…» Кто сказал «забыто»? Не забыто, и не может быть забыто никогда. На обширном сценическом пространстве столичных театров, охваченных, как эпидемией…